Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Перетягивание каната |
Спортивное гражданство |
Спорт и политика |
Спартакиада |
Футбол 2023 |
Минспорт РФ |
Анонсы видеотрансляций |
Физкультура и спорт: оптимальна ли система управления? |
Трансгендеры в спорте |
Чемпионат мира по биатлону в Осло и 9-й этап Кубка мира в Ханты-Мансийске получился провальным для сборной России. Особенно для мужской команды, от которой болельщики ждали гораздо большего. И все же вина Рикко Гросса в этой неудаче минимальна.
Прошедший сезон стал для него первым и ознакомительным в качестве старшего тренера. Реальные результаты работы Гросса можно будет увидеть через год или даже к Олимпиаде в Корее. Он — не волшебник, способный касанием руки превратить любого биатлониста в Фуркада. Но это определенно тот специалист, который может реанимировать устаревшую тренерскую модель сборной и влить свежую кровь, как в состав спортсменов, так и тренеров.
Поэтому Sportbox.ru решил забыть о прошедшем чемпионате и посмотреть на перспективы мужской сборной и качества Гросса, которые помогут эти перспективы реализовать.
Специалист со свежими взглядами
Гросс — тренер нового поколения со стремлением к совершенствованию и саморазвитию в новой должности. Под "новым поколением" подразумевается полный отход от советской школы, лучше которой, по мнению многих ветеранов, еще ничего не придумано. Все-таки задача тренеров сборной России кроме непосредственно работы с командой — постоянное повышение квалификации, отслеживание основных тенденций подготовки биатлонистов из других стран и перенимание опыта у иностранных коллег. Регулярно обновлять состав — это относится не только к спортивной сборной, но и к тренерской. Подобная мобильность и активность со стороны специалистов только поможет сдвинуть с мертвой точки застоявшуюся во многом систему, в которой живет российский спорт. Раскрыть не только биатлонистов, но и себя в профессии — задача, с которой молодой специалист Гросс пришел в сборную России.
Может подать пример
Мало того что авторитетность Гросса не вызывает ни малейшего сомнения: четыре золотые олимпийские медали — приятный бонус в списке достижений тренера. Так еще он находится в отличной физической форме и всегда старается на своем примере показать спортсмену особенности техники или типичные ошибки. А это, кстати, главное качество прекрасного лидера — не только дать команду и стоять с секундомером, но и выполнять работу бок о бок с подопечными. Евгений Гараничев поднявший в этом сезоне точность стрельбы с 82 до 87 процентов, отметил вклад Гросса в свой прогресс. Он ложился на огневом рубеже рядом на коврик и брал в руки оружие. Сложно представить, сколько секретов может раскрыть четырехкратный олимпийский чемпион-тренер, и какой продуктивной и разнообразной может сделать подготовку.
Иностранец
Признание — то, чего не хватает российскому биатлону и спорту в целом в последние годы. Любой допинговый скандал надолго заставляет иностранцев подозрительно коситься на каждого российского спортсмена. Имидж России в Европе способен поднять уважаемый европеец, который будет лицом нашего биатлона. Нельзя сказать, что карьера Гросса кристально чистая: при нем в Германии разразился допинговый скандал с Эви Захенбахер-Штеле на Олимпиаде в Сочи. Однако немцы доказали, что запрещенное вещество попало в организм спортсменки из-за халатности врача. Гросс не имел никакого отношения к этой ситуации, но все же пострадал, возможно, больше других, отправившись тренировать вторую сборную. Кроме этого неприятного инцидента немец ни разу не пересекался с допинговыми историями и свою честность под сомнение не ставил. Неудивительно, что после первых "мельдониевых ласточек" европейские журналисты повалили за комментариями именно к Гроссу, который принял единственно верную позицию. Чье еще интервью об абсолютной чистоте россиян разберут на цитаты ведущие СМИ Германии?
Подтягивает середняков
Именно за середняков взялся Гросс в межсезонье. Тренерская задача читалась между строк — подтянуть общий уровень сборной. Все-таки сейчас в мире есть лишь одна команда без слабых звеньев — норвежская. В остальных солируют лидеры, которые оставят свои сборные ни с чем после ухода. Небольшой прогресс в работе Гросса над общим уровнем готовности есть. Сборная сейчас — это не только Антон Шипулин, как было в предыдущий сезон, но теперь и Гараничев, и еще несколько подающих надежд новичков.
Минимум два подопечных Гросса минувший сезон могут занести себе в актив. Гараничев помимо прогресса в стрельбе прибавил в стабильности и уверенности в себе. Серьезная работа над физикой в межсезонье дала свои плоды, когда он на высоком уровне провел девять гонок за 19 дней в двух разных часовых поясах — Тюмени и Осло. Одного-двух точных выстрелов не хватило ему до медали сразу в трех гонках чемпионата мира и это, то над чем им с Гроссом еще предстоит поработать. Максим Цветков в минувшем сезоне поднялся на пьедестал и прибавил в общем зачете семь позиций по сравнению с сезоном-2014/15 — c 33 места на 26-е. Можно вспомнить и неудачу Гросса, например, так и не стабилизировавшего стрельбу Дмитрия Малышко, который пытается вернуться на прежний уровень третий год подряд. Сам биатлонист отметил, что был доволен работой в межсезонье. Видимо, проблемы лежат глубже — в психологии самого спортсмены.
Устраивает ротацию и настаивает на своем
В минувшем сезоне наибольшее количество российских биатлонистов за последние три года набрали очки в Кубке мира. 11 спортсменов из 13-ти, попробовавших свои силы на этапах, хоть раз попали в топ-40. Фактически костяк команды менялся от старта к старту, незыблемы были места трех-четырех биатлонистов, регулярно доказывавших свою необходимость сборной. Даже многолетние лидеры, сдавшие свои позиции, получали не так много шансов. Спортивный принцип — то, чего старался придерживаться Гросс весь сезон. Ярчайший пример этого — эстафета на чемпионате мира. Цветков — Гараничев — Бабиков — Шипулин — этот состав четверки был наиболее справедливый и оттого совсем нелогичный для реалий России. Но Гросс пошел своим путем, отбросив титулы и взглянув на сборную с точки зрения состояния каждого спортсмена в конкретный момент. Эстафетный провал — не вина плохого тактика Гросса, а все той же психологии — то с чем еще предстоит поработать.
Гросс, не имеющий представления о постулатах тренерской работы в России, строит совершенно новую сборную — без зацикливания на регалиях и прошлых заслугах спортсменов, с новым подходом к ротации и в целом с абсолютно новым отношением к делу. В конце концов, сборная Гросса — это, то за развитием чего будет интересно наблюдать.