Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Читаю сообщение о переносе на более поздний срок рассмотрение дела РУСАДА против WADA в CAS из-за коронавируса. Пока, как сказано, почти на месяц, аж на конец мая (должно было начаться в конце апреля), а там неизвестно – может, еще дальше. Пытаюсь понять, поразмышлять, кому и почему на руку эта оттяжка.
Вот уже пятый год "работаем" на пятилетку Ричарда Паунда., с осени 2015-го. Огорчительно, но это не тот случай, когда время направлено на созидание. "Ударная" пятилетка. Только сила удара, резонанс от происходящего обретают здесь иной смысл, отнюдь не здравый. Курс все эти без малого пять лет у нее иной – на разрушение. Того престижа, тех ведущих позиций в международном спортивном и олимпийском движении, который отечественным спортом накоплен годами, усилиями многих поколений.
Это удар, и весьма чувствительный, взял старт с того момента, когда сей канадский господин, человек в мире спорта, не будем отрицать, весьма авторитетный, будучи во главе WADA, накатил на российскую легкую атлетику, уличив ее в допинговом обличье, что привело, в конце концов, к приостановке членства ВФЛА в тогдашней IAAF со всеми вытекающими последствиями. Их жесткость ощутили в канун и на самих Играх-2016 в экзотическом Рио-де-Жанейро, когда не только у одного Остапа Бендера рухнула мечта побывать там.
И по сей день, как известно, шумиха окончательно не спала, проблема не снята с повестки дня, а в связи с "делом Лысенко" вообще усугубилась, хотя некие послабления ныне и наступили с отстранением прежнего руководства ВФЛА и избранием нового. Правда, взамен уступкам - обложение существенным финансовым оброком, что добавляет головной боли. Дилемма: не платить нельзя – не восстановят в правах (выставлены еще и другие требования), заплатить – из какого кармана? А эти огромные деньги нам самим позарез нужны для спасения нашей легкой атлетики, это чуть ли не бюджет всех региональных федераций вместе взятых.
Одним видом, однако, не обошлось. Ком обличительного снежного вала нарастал рекордными темпами и "придавил" теми же обвинениями и некоторые другие дисциплины, подвергнув и их, а постепенно и весь наш спорт суровым санкциям, предъявленным ему и обозначенным еще 9 декабря минувшего года, когда WADA дружно согласилась с выводами своего независимого комитета по соответствию (CRC). А комитет этот, в свою очередь, рекомендовал на четыре года отстранить наших атлетов (кроме тех, кого удостоят по милости божьей, то бишь, решением международных федераций нейтральным статусом) от участия в крупнейших официальных турнирах, включая Олимпиаду и Паралимпиаду. А еще - запретить России самим проводить у себя соревнования подобного уровня. А еще навешать на РУСАДА ярлык организации, не отвечающей всемирному антидопинговому кодексу. Уже позже перца и в без того острое варево проблем добавила вся эта эпопея с извлечением и проверкой проб московской лаборатории. Да и провокация с биатлонистом Александром Логиновым тоже вряд ли из разряда случайностей…
Вот все это и должно обсуждаться на указанном выше разбирательстве, после того, как РУСАДА отвергла эти выводы и претензии к ней самой и обратилась в Спортивный арбитражный суд. Какова будет его реакция? Каким будет в итоге вынесенный им вердикт? Ответ имеет ключевую значимость для российского спорта. Только вот ждать его придется не так скоро. На сложный период весеннего обострения, который не всем удается проскочить безболезненно, наложилась сейчас и эта беда 21-го века. Если бы только "Чума на оба ваших дома", как в пьесе Горина, на весь мир ситуация взрывоопасная. Из-за нее и спорт оказался в вакууме, на карантине, и абсолютно никто не возьмется ответить, сколько ему пребывать в этой неопределенности. Как и культуре, общественно-политической деятельности.
Но нас сейчас, естественно, волнует подвешенное состояние отечественного спорта и все, связанное с этим, так сказать, в мировом масштабе. Пока зона риска быть отлученным наложенными санкциями ограничивается, ссылаясь на указку CRC, его запретительный кивок в адрес WADA, одним олимпийским циклом.
А теперь, насколько выгодна или невыгодна нам оттяжка решения CAS по воле коронавируса? Ссылка на него и сам "сдвиг по временной фазе" вынесения решения первоначально кажется в нашу пользу. Вердикта нет, отторжения нет, а значит, и санкций нет - и можно нацеливаться на абсолютно главный старт сезона - выступление на Олимпийских играх-2020 (причем практически во всех дисциплинах, кроме тех, где мы остались без лицензий), продолжая активную подготовку к ним. Тем более, что нигде не упоминается ОКР - как что-то нарушивший, не совладавший с Олимпийской хартией. Разве что по-прежнему остаются ущемленными права большинства легкоатлетов, тяжелоатлетов допускают на помост всего по одному у мужчин и женщин, какие-то допинговые нелады с горсткой гребцов, еще кого-то.
Да, нельзя терять форму, готовиться надо, но вопрос – состоится ли сама Олимпиада? Разногласия в японском правительстве и Оргкомитете, неуверенность (точно ему не позавидуешь ) президента МОК Томаса Баха, который тоже ждет мая для изложения своей и позиции МОК в целом, только, в отличие от CAS, начала месяца, а не конца. Призыв воздержаться исходит от испанского НОК, комиссии спортсменов МОК, а еще – скомканная, без зрителей и широкого освещения, церемония зажжения олимпийского огня и передача его организаторам, потеря тренировочных условий и ритма и т.д.
Но самое главное - все чаще раздаются голоса с серьезными обоснованиями вообще о переносе Игр на два года: что за Олимпиада при пустых трибунах, нерадостная "картинка" для телевидения, тех компаний, что заплатили серьезные деньги за трансляцию, пустые отели, летит к черту сувенирная продукция, заготовленная впрок в приличных объемах, и всё прочее. Как все это неприятно, мягко говоря, выглядит, словно прошла репетиция подобного состояния, когда по ТВ показывали заключительные старты Кубка мира по биатлону.
Ко всему полностью сломан, помимо внутреннего почти во всех странах, общий международный соревновательный календарь . Процесс очень болезненный, ведь всё планируется заранее, за несколько лет вперед. Те турниры, что можно, передвинули пока на осень, а УЕФА и вовсе свой чемпионат Европы с нынешнего на будущий год. Рухнули наши надежды увидеть россиянок на верхней ступени пьедестала почета монреальского мирового первенства. Пока молчат хоккеисты, которых ждет/не ждет чемпионат в Швейцарии.
Куда сложнее с квалификационными отборочными турнирами к Токио – у тех же боксеров, гребцов-академистов, штангистов (таким должно было быть московское первенство Европы), представителей других видов. Квоты/лицензии надо добывать – но как и где теперь. Не говоря уже о том, что мало кто возьмется за проведение этих стартов, да и особо свободно не разгуляешься ныне в передвижениях по миру. Все эти проблемы относятся, естественно, и к паралимпийцам с их сорока отмененными квалификациями на пути к Токио в середине августа. Если, конечно, и перед ними не опустится шлагбаум, с тем, чтобы открыться в том же году, как и основная Олимпиада, в случае ее передвижки на иной срок, те же предположительно два года.
Сделаю здесь небольшое отступление, чтобы коснуться еще одной темы, крепко увязанной с обозначенными событиями и которой придают важное значение все абсолютно структуры, задействованные в сфере спорта. Это его всестороннее освещение в СМИ – печатных, электронных, прочих. Оно, освещение, резко идет в гору особенно в олимпийскую страду, когда повышенный интерес к любой трансляции, репортажу, отчету, прежде всего, несущим оперативную информацию. Сейчас же, со столь чувствительной потерей календаря, у прессы, в первую очередь у тех, кого, образно говоря, ноги, как волка, кормят, отобрали хлеб. Заметно обеднели газетные полосы, потускнели спортивные телеканалы, у которых, правда, есть палочка-выручалочка – повторы. За всем этим, что, безусловно, остро ощущается, и потеря рекламы.
Вот так постепенно подвигаюсь к высказыванию крамолы, если кому-то сказанное далее покажется крамольным, неприемлемым. Изложенное выше вкупе подталкивает к этому. А еще и тот факт - видимо, следует напомнить о нем, - что старт четырехлетней дисквалификации российского спорта, если CAS сочтет именно подобную меру/кару приемлемой, начнет отсчитываться со дня принятия решения. Только когда этот судный день.
А если так, если действительно станет вопрос об изменениях срока Олимпиады, перенос на год вряд ли, все запланировано, а на два вполне реально, коль сегодня (опять возвращаемся к календарю) все летит в тартарары, да еще неизвестно, когда окончательно наладятся взаимоотношения ВФЛА с WA, и не десять человек наделят нейтральным статусом, а, наконец, всю команду, то невольно коронавирус как бы может оказаться нам на руку, как противоядие от хищников, набросившихся на добычу, смягчит наказание, оно покажется в этой ситуации не столь суровым.
За это время может произойти что угодно, скажем, мировое спортивное и олимпийское движение подвергнется определенной реконструкции, о чем говорилось еще на конвенции "СпортАккорда" в Сочи в 2015 году. Мы же, в свою очередь, обязательно должны привести в полный порядок все то, что послужило причиной отстранения, выполнив предъявленные требования, разумеется, те, которые считаем обоснованными. И будем, очевидно, иметь моральное право подать в CAS на апелляцию, на уменьшение срока дисквалификации, а то и полную отмену. В какой форме: вновь РУСАДА, которая продолжит заниматься своим делом, несмотря на непонятные в ее адрес упреки о якобы несоответствии мировому антидопинговому кодексу, против WADA, либо форма будет избрана иной, сейчас говорить рано, все зависит от дальнейшего развития событий. Но ни в коем случае это не должно выглядеть как шумная акция, выпрашивание поблажек, что для нас неприемлемо, унизительно. Россия была и есть могучей спортивной державой, и г-н Бах, разумные, незашоренные пропагандистскими и иными посылами руководители МСО, конечно, это понимают; без участия россиян, особенно в тех видах, где они в числе тех, кто на первых ролях, соревнования теряют вес, свой рейтинг.
Кстати, освежу в памяти, что РУСАДА действует по рекомендации Наблюдательного совета, члены которого посчитали, что именно таков – в обязательном разборе с WADA на уровне CAS путь к реабилитации. Мнение, однако, не было единогласным, звучало и другое – вряд ли целесообразно затягивание процесса, подачи протеста/апелляции, что все это лишь осложнит, отодвинет процесс рассмотрения апелляций последовательно во всех инстанциях, тот же CAS весьма нетороплив в своей работе, в самом деле, куда ему торопиться. И как вывод этой прозорливости (применим такой термин) - обозначенный четырехлетний срок с обширным набором санкций растянется так, что под угрозой участия окажется не только Токио-2020, но и Париж-2024. В качестве еще оного аргумента приводилось мнение все того же г-на Паунда, который, опираясь на серьезность WADA в отстаивании своей позиции, более того, оттуда постоянно исходят какие-то угрожающие заявления, в том числе относительно повторного пересмотра итогов Сочи-2014, высказался в том плане, что все эти наши протесты - бесполезная трата времени и денег.
Подчеркнем, все это, вызвавшее неоднозначную реакцию, было обнародовано до появления коронавируса.
А что же, в конце концов, CAS с его отказом рассмотреть в заявленные ранее сроки? Сейчас все подряд можно сваливать на пандемию, но даже если она в конце апреля не сойдет на нет, что мешает, не откладывая, провести слушание в режиме online, дистанционно, сугубо конфиденциально, наладить закрытую видеотрансляцию с участием всех заинтересованных сторон, и не надо созывать их воочию в одну аудиторию в Лозанне. Такое ведь ныне активно применяется в судебной практике.
А не в том ли дело, что либо CAS, понимая, какой резонанс вызовет его решение, в любом случае оно взорвет мировое спортивное и олимпийское движение, крутится, как белка в колесе, не знает, не уверен, как в итоге поступить в этом споре WADA и РУСАДА, чью сторону занять, либо все упирается в формальность, отсрочка - лишь искусственное затяжка времени, она ничего не прояснит, ибо CAS заранее определил для себя результат и не торопится его обнародовать.
Вспомним здесь об одной поговорке: нет ничего хуже, чем ждать и догонять. Иначе пребывать в состоянии волнения, неопределенности. Готов отказаться от всех своих рассуждений, включая "крамольные", в надежде на победу здравого смысла.
***
Когда материал был опубликован, поступила информация, что о переносе Игр-2020 заявили НОК Норвегии и Бразилии, Федерации легкой атлетики и плавания США.
В понедельник, 23 марта, сообщили о необходимости переноса олимпийский и паралимпийский комитеты Канады, к которым присоединились австралийцы, словенцы, хорваты (соболезнуем по поводу землетрясения в Загребе), испанские федерации "короля" и "королевы" спорта. Кстати, если о "королеве", легкой атлетике, с ее почти полсотней комплектов разыгрываемых олимпийских наград (!), то голос "против", прозвучавший из уст президента WA г-на Коэ, очень весом.
Причина: забота о здоровье не только самих участников, но и общества в целом.
Заколебались и в МОК, взявшем месяц на изучение и контроль за ситуацией, хотя еще в конце минувшей недели Томас Бах был настроен оптимистически
Основные доводы, помимо сохранения здоровья и тех, сказанных в материале (невозможность провести в указанные сроки квалификационные соревнования и завершить отбор), - нарушение стройности спланированного тренировочного процесса, что мешает подведению спортсменов к пику формы, лишение возможности проверить уровень своей готовности в контрольных стартах. Немаловажно – сложность пройти необходимую временную и климатическую акклиматизацию из-за закрытия границ, проблем с транспортировкой.