Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
На чемпионате мира в Холменколлене российский флаг ни разу не поднимался на церемонии награждения. Sportbox.ru представляет, как можно было бы узнать российских биатлонистов, если бы сборные выступали на турнире без внешних национальных отличий.
Сборная России — самая многочисленная
Ведущие биатлонные страны мира — Франция и Норвегия привезли в Холменколлен по 10 биатлонистов — пять мужчин и пять женщин. У немцев в заявке — 11 спортсменов. Вместо пяти девушек они взяли шесть, но одна из них так и не стартовала. Россия, как обычно, привезла всех, кого только можно — 13 человек.
С основным составом тренеры французов, норвежцев и немцев определяются заранее: ведущая четверка за редким исключением проводит все личные гонки. Пятый биатлонист нужен лишь в случае повышенной "чемпионской" квоты или неожиданной болезни кого-то из основы. А у нас практикуется так называемое "натаскивание": в сборной обязательно должен быть "снайпер" для 20-километровки, "надежный боец" для эстафеты, молодой, набирающийся опыта, но не стартующий биатлонист, и еще четверо на остальные гонки. Универсальность — то, в чем сборная России определенно проигрывает остальным.
В сборной России готовность спортсменов определяется не до чемпионата мира, а по ходу
Ежегодно первый старт на чемпионате мира становится роковым минимум для одного российского биатлониста. В Контиолахти-2015 невзрачно отбежали "смешанку" Яна Романова и Максим Цветков, после чего только Романова получила шанс. В этот раз хуже всех выглядела Екатерина Шумилова. И опять же, у нее за плечами только "индивидуалка". Складывается смутное ощущение, что для тренеров первый старт чемпионата мира — это контрольная гонка, которая помогает отсеивать "лишних", привезенных "на всякий случай". Но ведь это нужно делать на тренировках и сборах, а не трепать нервы болельщикам, которые надеются на медали.
В сборной России работают ни в чем не уверенные тренеры
Спортсмены чувствуют себя настолько уверенно, насколько уверены в них тренеры. Судя по результатам, наш тренерский штаб четкого плана никогда не имеет и чаще всего импровизирует на месте. Специалисты не могут заранее определиться с лидерами, не знают даже за неделю до старта, кто какую гонку побежит. Вместо того, чтобы внушить спортсменам полное доверие и предоставить карт-бланш самым достойным, они начинают мудрить и как итог — перекладывают всю ответственность на биатлонистов. А еще они, видимо, верят в чудесное решение всех проблем. Иначе не объяснить, что с ужасающей стрельбой делают в Осло Дарья Виролайнен (80% точности) и Дмитрий Малышко (79%). Специалистам яснее, чем болельщикам, что биатлонист не покажет высоких результатов, если на стадии подготовки были допущены ошибки. Так не лучше ли отказаться от услуг таких спортсменов, признать проблемы и с миром отпустить их готовиться к следующим отборочным стартам?
Биатлонисты сборной России регулярно извиняются перед страной
Биатлон становится в нашей стране культом, и это ненормально. Биатлонисты ощущают, что за каждый провал с них спросят по всей строгости — как минимум, разъяренные болельщики в интернете, которые готовы растоптать за штрафной круг в эстафете. И хотя специалисты регулярно повторяют фразу: "выигрывает спортсмен, проигрывает тренер", у нас все шишки достаются биатлонистам, которые оказываются "кривыми" и "косыми" в самый неподходящий момент. Поэтому извиниться перед всей страной — мысль, которая приходит им в голову первой после финиша провальной гонки. Хочется слышать меньше извинений и больше — анализа ошибок, которые привели к неудаче. Евгений Гараничев, кстати, пошел именно по такому пути после мужской эстафеты. И это — шаг вперед.
В сборной России оценивают успех медалями, которых всегда очень мало
Медалями успешность чемпионата мира могли бы измерять немцы или норвежцы, которые вырывают друг у друга награды из рук. У России не та ситуация, чтобы две условные эстафетные бронзы магическим образом сделали нашу команду конкурентоспособной на фоне остальных, а тренеры бы получили унылое "удовлетворительно" на совете после сезона. Наверное, поэтому который год не пишется медальный план для сборной, чтобы не смешить народ. Но если конкретных планов на награды нет и перспективной, набирающейся опыта молодежи — тоже, то какая цель выступления на чемпионате мира? Обкатать Шумилову или посмотреть на три минуты отставания Волкова? Похоже, тренеры сами не знают цели своей поездки в Холменколлен.