Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Журналист Михаил Шлаен побеседовал с президентом московской федерации по хоккею на траве Ириной Слаутиной по острым вопросам развития этого олимпийского вида спорта в нашей стране.
Давненько не брал в руки… Нет, не шашки, а обыкновенную шариковую ручку, чтобы написать о хоккее на траве.
С чего это вдруг?
А с того, что вид спорта, между прочим, олимпийский, 137 стран его развивают, вся Европа играет, интерес давно переместился из азиатских краев в Старый Свет, и чемпион мира отсюда, а англичане, где его истоки, вообще именуют его королевским. Заметьте: не футбол, о котором у нас трубят по всем СМИ, а хоккей на траве, минимальное упоминание уже как праздник.
Но даже не это - с чего вдруг. А с того, что есть такие понятия, как ностальгия и память. Они посетили меня, когда на днях очутился в районе Стадиона Юных Пионеров и малого стадиона "Динамо". В том виде, в котором знавал их с детства, обоих сооружений нет. Нет ни трека, бассейна, а также тех счастливых полей (на СЮПе и динамовского) для обеих наших (советских тогда) сборных по хоккею на траве, где они завоевали медали Игр ХХII Олимпиады. Бронзовые, и пока единственный раз в истории отечественного спорта.
И защемило, вспомнилось: ведь довелось здесь работать на том турнире под началом известного специалиста Альберта Львовича Лейкина (светлая память). Следующим летом будем отмечать 40 лет, минувших после тех соревнований – в рамках торжества в честь всей Олимпиады-1980.
Что поразило тогда? Даже не сколько и не столько накал борьбы, а он был чрезвычайно высок, а полные трибуны, живо реагировавшие на происходящее. Хотя, что скрывать, для многих это самое происходящее походило поначалу на экзотику, но подобное первое впечатление быстро улетучилось. Оказалось – какая моторика, ловкость, координация, много других ценных качеств, наконец, командный дух. И во всем этом в чем уступка другим играм?..
И захотелось узнать, как ныне обстоят дела с хоккеем на траве, как говорится, не отходя от кассы, в Москве. Ведь, как известно, в феврале 2018 года он был лишен в столице базовости, т.е. отсутствовал в числе обязательных для развития. Иначе: не загублен окончательно, но приговорен к медленному умиранию, естественно, отсюда минимальное финансирование.
Что-то изменилось с тех пор? Кому адресовать этот вопрос, как не президенту московской федерации Ирине Слаутиной, возглавившей ее около года назад. Однако старт нашего разговора выдался неожиданным. Ирина Николаевна вдруг вернула меня к началу этого материала, где обозначалась распространенность этой олимпийской дисциплины в Европе.
- Если взять для примера, скажем, Нидерланды, то, как вы думаете, что там на втором месте по популярности после коньков? Футбол, велогонки, волейбол, плавание? Ничего подобного. Хоккей на траве. Он одновременно и дешев, и доступен. Более 400 клубов культивируют! Они объединяют и любителей (основная масса) и профессионалов. Но даже при таком, казалось, огромном количестве не так-то просто попасть туда. Между ними жесткая борьба за рейтинг. А как вам тот факт, что практически у каждого клуба по 6-7 полей для хоккея на траве и лишь 1-2 для футбола.
- Вы меня "убили". Завидно?
- Не то, что завидно, просто хочется, чтобы и мы в Москве продвинулись в его развитии. Если честно – до недавних пор он был незаслуженно забыт, обделен вниманием. Сейчас, кажется, мы постепенно сдвигаемся с точки застоя, есть понимание, как ускорить этот процесс, улучшить ситуацию, федерация стала ощущать реальную поддержку со стороны, прежде всего, Департамента столичного спорта. Мы чувствуем ее также от ДСО "Юность Москвы", ЦОП, Центра подготовки борных команд и инновационных технологий, возглавляемого Кабрией Ахмеровой.
Но этого недостаточно, наша цель, учитывая дешевизну и доступность, заинтересовать хоккеем на траве все округа, Новую Москву, пока на сегодня их количество исчисляется пятью секциями дополнительного образования, действующими на базе обычных школ, использующими их залы и стадионы. Это, конечно, начальный уровень, однако все-таки некий фундамент для роста мастерства. Его подъему поспособствуют и организуемый федерацией мастер-класс - 5 октября на Ходынке, в рамках проведения московской спортивной субботы., а также фестивали хоккея на траве, но это больше для активного семейного отдыха, во благо здоровья и, что немаловажно, пропаганды нашего вида . Чему способствует и открытый недавно сайт столичной федерации.
- Но, очевидно, подобная подвижка привела к каким-то благоприятным итогам, успехам, пусть и промежуточным.
- Не хочу хвалиться, но они действительно есть, несмотря на все проблемы. Среди 23-х регионов, которым Министерством спорта поручено развивать хоккей на траве, Москва ныне занимает одну из лидирующих позиций – наряду с Московской областью, Татарстаном, Ростовской областью, Санкт-Петербургом. Особенно радуют девушки и женщины, юноши и мужчины несколько отстают от них, но тоже постепенно подтягиваются в результатах. Добавлю еще почти 30 наших представителей в разных сборных.
- Вы упомянули о проблемах, очевидно, тормозящих движение вперед. Давайте остановимся на них.
- Их несколько, главные – база и кадры. В ваших материалах в "Российском Стадионе" не раз упоминался этот девиз тридцатых годов прошлого века: "Кадры решают все!". Для нас он более чем актуален, если я скажу, что весь тренерский корпус в столице в нашем виде насчитывает всего…10 человек. То есть выкручиваемся, как можем. Как можем? Стараемся привлекать к работе игроков из команды мастеров, которые проявляют интерес к этой профессии. Других источников нет, институты физкультуры нам практически ничем не помогают, они вообще выдают на гора выпускников общего профиля, без специализации. Думаю, такой подход надо менять, он не приносит пользу всему нашему спорту.
- Понятно, а что с базами?
- Это совсем больной вопрос. У нас всего один, повторяю – один, специализированный стадион для хоккея на траве, в поселке "Восточный", по Щелковскому шоссе, за МКАДом. Вроде как в Москве – и, в то же время, не в Москве. В самой столице, в пределах ее границ, ничего нет. По этой причине мы не можем пригласить к себе международные турниры высокого ранга, будь то, к примеру, Кубок Европы или двусторонние матчевые встречи с ведущими командами. К нам рвутся, спрос, востребованность на приезд в Москву с ее возросшей репутаций после чемпионата мира по футболу огромен. Не голословно заявляю, а после разговоров, переписки, в частности, с руководителями нескольких голландских клубов.
- Но как же так, в столице ведь столько стадионов – "Торпедо", "Москвич", в старой Олимпийской деревне, в Крылатском, на Яузе реке несколько. Лужники, в конце концов. Неужели нельзя их отдать в распоряжение хоккея на траве, сделать хотя бы еще пару специализированных полей для него. В Новой Москве достаточно места. Можно ведь насыпные, можно с более низкой травой, как того требует эта олимпийская дисциплина.
- Легко сказать – отдать, передать. Отдадут, передадут, запустят, плати только денежки, и немалые, за аренду. Они ведь в большинстве своем все ведомственные. Нужно волевое решение, оно же, считаю, политическое, на уровне мэра столицы. Уважаемый Сергей Семенович, помогите решить сию непростую задачу. Нам этот спорт нужен!
- Слышал, что вы настойчиво стараетесь внедрить одну идею…
- Если вы о событийном туризме – то да. Называйте его событийным, спортивным, травянисто-хоккейным, как угодно. Суть программы – в выстраивании благодаря хоккею на траве модели взаимоотношений между разными странами, чему поспособствует налаживание обмена командами, в первую очередь любительскими, причем с участием обязательно детей, подростков, словом, молодого поколения. Мы к ним, они к нам. Это не только дружеские матчи, в которых победителем – дружба, это наше гостеприимство, познание нашей страны. Пусть видят: мы открытые для мира, мы за честный, чистый спорт, без допинга. За рубежом такой туризм весьма распространен, что нам мешает перенять подобный опыт.
- В этой части беседы к вам еще один вопрос, уже как к вице-президенту всероссийской федерации. Поделитесь успехами, если они есть.
- Безусловно, есть. В нынешнем сезоне обе наши национальные сборные, успешно пройдя сквозь сито квалификационных турниров в Японии, Индии, других странах, через чемпионат Европы и повысив тем самым свой рейтинг в мировой табели о рангах, заслужили право участвовать в олимпийских отборочных турнирах на пути к Токио-2020: женщины сыграют в Австралии, мужчины в Индии. Подобного результата мы давно не добивались.
- Сменим тему. ИА "Российский стадион" развернул дискуссию об оптимизации управления российским спортивно-физкультурным движением. Есть что сказать на сей счет: вы ведь опытнейший, с многолетним стажем, спортивный работник?
- Конечно. Мыслей немало, наверное, кое в чем повторюсь, учитывая, что до меня высказалось немало известных специалистов. В сравнении с советским периодом у нас нарушились вертикаль управления, система, на которой держался наш спорт. Тон задавали профсоюзы в лице "Труда", "Трудовых резервов", "Буревестника" и других спортобществ , базировался на коллективах физкультуры в школах, вузах, на производстве. Велика была роль "Динамо", ЦСКА, "Спартака". Все ушло, и восстановить вряд ли удастся. По причине, в том числе, изменения финансирования - нет теперь того, как прежде, когда все сидели на бюджетах, пусть разного уровня, но любом случае деньги были государственные.
- А что сейчас?
- Сейчас эти деньги каждый должен искать и находить сам. Оптимальный вариант – частно-государственное партнерство, привлечение бизнеса. Но он придет туда, где ему выгодно, где он уверен, что, помогая спорту, может параллельно решать свои задачи, чуть не на 100% укрепить, повысить свой имидж. Это не что иное, как высокая административная статусная составляющая для любой уважающей себя компании. Подчеркну здесь особо, учитывая нынешнюю ситуацию, что вряд ли стоит ждать привлечения спонсорского вливания там, где есть, не стихает допинговый скандал. Опять же, переключаясь на сегодняшнюю обстановку, бизнесу бы ныне обратить самое серьезное внимание на подрастающее поколение, студенчество, резерв, которых, этот сегмент, надеюсь, не затронула допинговая грязь.
- Но, очевидно, нуждаются в финансовой поддержке и другие организации спортивной отрасли – федерации, ассоциации, фонды, клубы, на которых лежит социальная ответственность за заботу о здоровье людей, за укрепление на местах позиций физической культуры и массового спорта, в общем, за пропаганду здорового образа жизни.
- Согласна. Причем, если коснуться, к примеру, федераций, то, помимо "чистоты", следует, на мой взгляд, учитывать, из скольких членов она реально состоит, насколько исправно платят членские взносы, взять сей показатель за одну из оценок их работы при аккредитации. В советское время мы ведь платили, состоя в том или ином коллективе, обществе, и гордились, что тем самым помогаем ему реализовать задуманные планы. Нелишне напомнить, что во всем мире бюджеты федераций, клубов и т.д. формируются как раз из членских взносов. Они прозрачны. Нам бы перенять этот опыт, чтобы было видно, кто как работает. Лучшим выделять дополнительные средства – своего рода стимулирование их деятельности.
- С реноме понятно, а в чем должна заключаться упомянутая вами выгодность?
- В льготном налогообложении, причем существенном, заметном. В свое время подобное практиковалось в Москве, в частности, помогавшие ДСШ имели приличные преференции. Нам ныне нужен механизм, который сработает на заинтересованность бизнеса, закон, закрепляющий посыл: помогаешь спорту больших достижений и массовому, развитию физической культуры – имеешь солидные привилегии в разных формах. Разумеется, бюджетное финансирование тоже остается. В таком союзе – залог успеха.
… Подвожу краткий итог нашего разговора с Ириной Слаутиной. Затронуто немало острых вопросов. Их решение – дорога к тому, чтобы создать все условия, когда спортом, физической культурой заниматься было и престижно, и модно. Они в русле тех задач, которые будут рассмотрены в ближайшие дни в Нижнем Новгороде на Госсовете и международном Форуме "Россия – спортивная держава" и которые ставят своей целью добиться, чтобы через несколько лет более половины населения нашей страны могли сказать: спорт – норма нашей жизни.