Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
7.Становление судьи
Де-факто единого государственного стандарта подготовки спортивных судей нет, и в какие-то учебные заведения поступать не надо.
Согласно профстандарту судье необязательно иметь высшее образование. Достаточно среднего.
Как правило, в судейский корпус приходят воспитанники детско-юношеских спортивных школ, а также, кто занимался, или занимается в спортивных секциях общеобразовательных школ, колледжей и вузов, иных любителей вида спорта.
Первая квалификационная категория "юный спортивный судья" присваивается кандидатам в возрасте от 14 до 16 лет.
Это период отрочества – пора стремительного формирования личности. Происходит наращивание знаний, умений, становление нравственности и самосознания, приобретение новой социальной позиции. Эти личностные характеристики являются важными в формировании спортивной мотивации в спорте в частности - судействе.
Таким образом, возраст от 14 до 16 лет считается оптимальным для начала обучения судейству.
В это время отрок получает паспорт РФ и право самостоятельно отстаивать свои права в суде, на поощрение за труд, распоряжаться заработком и т.д.
Первые шаги в судействе начинаются с прохождением судьёй семинара и сдачи квалификационного зачёта, и получение категории "юный спортивный судья" или "спортивный судья третьей категории" кандидатам, достигшим 16 лет. Далее судейство на региональном уровне. При соблюдении квалификационных требований есть возможность далее судить всероссийские и международные соревнования.
8.Характеристики работы судьи
Судья должен отлично знать правила и другие методические документы, правильно применять их в оценки игровых действий и в принятии решений. Обеспечить всем участникам игры объективно равные условия честного и справедливого ведения спортивной борьбы.
Знать историю и эволюцию, быть в курсе новых тенденций в развитии вида спорта, в частности в судействе. Надо иметь разносторонние познания – это умение разбираться в судейских компетенциях.
Некоторые считают, что судья наказывает спортсмена (команду) за ошибки, порой за малейшие оплошности спортсмена. Мол, выполнил, что-то неправильно - получи "двойку".
Другая точка зрения взаимодействия судьи и спортсменов (команды) - судья фиксирует ошибки, указывает, над чем, ему надо работать, чтобы потом их исключить.
В этом случае судья - это ни кто иной, как партнер спортсмена и команды, который помогает оценить их силы, возможности и умения, дает понять, на что стоит обратить особое внимание при подготовке и участии в следующих соревнованиях.
Перечислю несколько важных функций судьи.
Среди них:
- соблюдение Правил и принятие решений,
- разъяснение Правил командам и тренерам в сомнительных моментах игры,
- обеспечение справедливости и независимости для всех участников,
- обеспечение безопасности игроков для предотвращения травм и опасных ситуаций в игре.
В то же время до сих пор существует, как мне думается, давно устаревшая, советская трактовка педагогической и воспитательной роли любой профессии, в том числе судейской.
В книге "БАСКЕТБОЛ. Подготовка судей" (издательство "Физическая культура" 2009) на стр.3 пишется, что судьи – это в первую очередь воспитатели, а уже потом – непосредственные арбитры конкретного матча. Они обязаны "прививать" игрокам чувство уважения к своим партнерам по команде, соперникам, организаторам, судьям и зрителям.
Давайте разберемся, кто должен заниматься воспитанием. Это лица, имеющие педагогическое образование: воспитатели, учителя и преподаватели, тренеры. Все они осуществляют в своей деятельности воспитательную функцию в соответствии с регламентирующими документами данных организаций.
Судьи педагогического образования не имеют.
Напомню, что ни в каких-либо Правилах и регламентах проведения соревнований нет норм и требований к судьям по воспитательной работе. В этой связи выражение "что судьи – это в первую очередь воспитатели, а уже потом – арбитры тем более не корректно".
К тому же судьи не имеют педагогического образования.
Интересно посмотреть, как судьи во время игры занимаются воспитанием с Месси, Роналдо, Овечкиным, Шведом, Кокориным и Мамаевым и другими?
В профессиональном спорте вся деятельность спортсменов, тренеров и иных лиц, и, если присутствует воспитательная работа, то она регламентирована соответствующими контрактами. Таким образом, воспитательная деятельность - это прерогатива спортивных организаций и лиц, на которых она возлагается.
Не исключается, что судейство, как-то, влияет на воспитательный процесс спортсменов. Оно несет в себе лишь внешние факторы воспитательного процесса, способные вносить коррективы в учебно-тренировочный и соревновательный процессы. В большей степени это присуще при проведении соревнований среди команд общеобразовательных и детско-юношеских спортивных школ. Где воспитательная работа возложена на тренера.
Судьи, в первую очередь, должны руководствоваться только нормой ст.2 ФЗ о ФКС в РФ и другими официальными документами по судейству. Это аксиома спортивного судейства.
Почётный судья ФИБА, председатель Дисциплинарной комиссии РФБ