Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Когда катается новая чемпионка финала "Гран-при" Евгения Медведева, кажется, что она не выполняет элементы и хореографические движения, а просто живет на льду, получая от этого удовольствие. И все прыжки, шаги и вращения выходят у нее сами собой. А еще получаются истории, которые ученица Этери Тутберидзе рассказывает зрителям и трогает ими до глубины души.
- Я действительно получаю удовольствие, когда катаюсь. Даже скажу немножко по-другому: не от того, что нахожусь на льду, а от того, что имею возможность там находиться, - рассказывает Женя.
- Вот Юдзуру Ханю тоже, кажется, получает удовольствие.
- Я им восхищаюсь. Это фантастический человек, я такого еще никогда не видела. Он просто живет льдом! Неважно, что вокруг. Без разминки берет и делает четверной риттбергер, который не понимаю, почему у него еще не в программе. Абсолютно с холодной головой делает. Просто преклоняюсь перед ним, выступать на таком уровне — это бесподобно.
- Но вы ведь видите тоже разницу между ним, живущим на льду, и теми, от кого впечатление — просто делает элемент за элементом. Это какое-то особое умение так жить?
- Я думаю, что у Юдзуру - это и врожденное умение, но и учиться этому тоже нужно. Можно научиться себя настраивать. Морально готовиться к соревнованиям.
- Как?
- И на тренировках, и перед выступлением, и даже когда ты еще дома лежишь в кровати, настраивать себя на определенный лад.
- Это состояние души? Когда ничего не слышишь, что вокруг?
- У кого как. Искать нужно. Кому-то надо отвлечься и с кем-то пообщаться. Кому-то сконцентрироваться. Я вот больше закрываюсь.Не люблю, когда ко мне подходят перед стартом. Кроме тренера, конечно. С тренером я всегда разговариваю, и это мне никакого дискомфорта не доставляет. А так не люблю, когда и во время соревнований отвлекают. Безусловно, мне приятно, когда люди у меня просят автографы, и я не хочу казаться невежливой — но если я отказываю, значит, я думаю, я успокаиваюсь и настраиваю себя на определенный лад. А вот после старта — со всеми сфотографируюсь и обнимусь.
На льду вы тоже в своем мире, в какой-то оболочке?
- Там абсолютно другое, другая жизнь. Там еще большая концентрация. Выполнение элементов.
"Надеюсь, что мою фразу на языке жестов понимают"
- Слышите, что происходит на льду вокруг вас во время катания?
- После прыжков слышу аплодисменты. После проката, конечно, тоже. Больше вообще ничего не слышу.
- Даже голос тренера?
- Нет, Этери Георгиевну, конечно, слышу всегда.
- Как при концентрации на элементах удается еще и на языке жестов в произвольной программе разговаривать?
- Это поставленная фраза в конце программы. В этот раз в Барселоне после последнего прыжка я даже постаралась быстрее сделать все остальное перед этой фразой. Чтобы спокойно и отчетливо ее произнести.
- Нужно же все равно думать об этом? Не забыть, как произнести эту фразу.
- Она заучена, я долго ее тренировала, чтобы четко показывать.
- Вам не приходили отзывы на эту программу от людей, которые говорят на языке жестов?
- Пока что нет. Надеюсь, что говорю ясно, и люди меня понимают. Вообще мне сказали, что на интернет-форумах, где общаются такие люди, пишут, что это действительно понятная фраза. И если я могу движениями передать то, что хочу сказать, то мне это очень приятно.
- Учил этой фразе слабослышащий человек?
- Приходил хореограф из проекта "Танцуй!" на Первом канале, Игорь Стрелкин. Да, он слабослышащий. Этот человек нереально талантливый. Несмотря на то, что у него такая особенность, он идеально двигается, идеально все понимает. В какой ситуации какое должно быть движение. Я была просто поражена этим человеком, было очень приятно работать с ним.
- Когда начали реализовывать идею произвольной программы, не страшно было, что не получится? Ведь это целая история.
- Нет. Я доверяю и Илье Авербуху, который придумал и поставил мне эту программу, спасибо ему большое, и хореографам, и тренеру. Если тренер сказала, что у меня получится — значит, на самом деле получится.
"Только на пьедестале финала "Гран-при" подумала — вау!"
- Чем зацепило когда-то фигурное катание – не возможностью рассказывать такие истории?
- А я не помню! Мне родители рассказывали, что когда я была маленькая, то сказала: мама, пошли на каток, хочу кататься. Пошли. Всё (смеется).
- И первые шаги на льду не помните?
- Да нет, конечно, три с половиной года мне было!
- Какое же тогда первое осознанное воспоминание от фигурного катания?
- Когда я маленькая поехала на соревнования первый раз без родителей. Мне лет семь было. Вот оттуда я много что помню. Почему-то мой тренер тогдашний запретила ехать со мной моим родителям. Представляете, каково это, быть в таком возрасте на старте без родителей.
- Стресс!
- Конечно. Помню, как переживала и волновалась, когда на старт выходила.
- Закончились-то соревнования хорошим результатом?
- А вот этого не помню.
- Мне вообще почему-то кажется — это мое личное ощущение — что для вас результат на соревнованиях вторичен. А главное — это общаться на льду со зрителями.
- Главное, чтобы люди понимали, что именно ты хочешь донести до них. Что именно ты говоришь своей программой, какую идею ты воплощаешь на льду. И чисто откататься.
- Так без чистого проката вообще, наверное, задуманную идею не передать.
- Когда ты катаешься не чисто и есть какая-то ярко выраженная ошибка, то внимание концентрируется именно на ней, эмоции сбиваются. А вот если катаешься ровно, то сама программа воспринимается так, как должна.
- Еще одно мое впечатление — что у вас вообще нет страха. Ни перед этими сверхсложными элементами, ни перед масштабом турнира, например, который вы только что выиграли.
- Лютого страха нет. Но волнение есть. Аудитория достаточно большая, на тебя смотрят очень много людей. И бывают моменты, когда я начинаю переживать. Но мне кажется, это свойственно всем спортсменам, да и вообще всем людям. Стоит подумать, что зрителям на самом деле нравится, что ты доставляешь им удовольствие, так сразу же успокаиваешься. И стараешься делать свою работу еще лучше.
- Приходилось когда-нибудь учиться, как снимать волнение? С психологом, например.
- Нет, с психологом вообще никогда не работала. Есть только тренер и я. И моя семья.
- Неужели ни разу не пришла мысль — "ой, это же чемпионат мира среди юниоров!" Или "а-а-а, это же финал "Гран-при"?
- Я никогда об этом не думаю. Мне главное чисто откататься, и все. Хотя вот, наверное, смешную вещь скажу: стояла когда здесь на пьедестале, подумала — это же финал "Гран-при"! Стою на пьедестале взрослого финала "Гран-при" и думаю — вау! (смеется).
- А так ощущение, что просто как будто какой-нибудь этап...
- Ага. Медалька лежит в рюкзаке. Ступенечка, ступенечка, еще одна ступенечка. Внутри меня ничего не меняется. Остаюсь тем же человеком.
"Звездной болезни" просто не понимаю"
- Вас спросили после победы в смешанной зоне, чувствуете ли вы себя звездой.
- Я обалдела от этого вопроса! - смееется Женя.
- А я от ответа обалдел, если честно.
- Ну правда, меня так воспитывали. Все время объясняли, что к чему, и для чего что делается. Зазнайства, "звездной болезни" я просто не понимаю. Я человек, такой же, как и все остальные. Я общаюсь со всеми людьми, мне приятно это делать, и я никогда не ставила себя выше кого-то. Даже в голову не приходило.
- Меня поразила ваша мысль: чувствовать себя звездой — значит, опускать себя же на ступеньку ниже.
- На самом деле. Лично я, если общаюсь с человеком, который так, знаете, смотрит на тебя свысока, думаю: как бы неприятно мне было, если бы я так себя вела. Я хочу свободно говорить с людьми.
- Но ведь с известностью наверняка приходит необходимость терпеть навязчивость некоторых болельщиков. Я даже запомнил выражение одной спортсменки, которая закрыла все соцсети: есть люди, которые придумывают свой мир, и тебя в нем.
- Бывает такое. Месяца два назад у меня были открыты личные сообщения, и мне некоторые люди писали: "Женек, привет, как дела?" Как будто на самом деле знакомы сто лет. А я их не знаю. Но, знаете, может быть это и хорошо. Может быть, люди чувствуют, что я свободно со всеми разговариваю — и сами свободно себя чувствуют.
- И никогда не было дискомфорта от повышенного внимания? Когда спортсмены рассказывают, что им тысячами приходят сообщения, не по себе становится.
- Я все сообщения стараюсь прочитать. "В контакте" у меня сейчас 150 непрочитанных сообщений, которые мне прислали после соревнований. Но в течение некоторого времени я их все прочитаю. Не на все отвечу, потому что это на самом деле тяжело, стольким людям написать. Но тем, кого знаю лично, отвечу. А благодарность хочу выразить всем, кто мне пишет. Я чувствую, что я вам нужна, и мне очень важна ваша поддержка. Без вас, я думаю, мне было бы труднее.
"Если можно сделать то, что нельзя — почему бы не сделать?"
- На улицах стали узнавать?
- Нет. Хотя вот, знаете, случай был. Как-то говорила по "скайпу" с друзьями, когда ехала в метро. Там же вайфай теперь есть. И меня спрашивают: "Женька, а тебя в метро не узнают?" Я говорю — нет, конечно! А мама потом мне: Женя, над тобой стояла девушка и шептала своему молодому человеку: это же Женя, это же Женя! Ровно в тот момент, когда я по "скайпу" говорила — да не, кто ж меня узнает-то в метро! Это было забавно (смеется).
- Но в целом можете спокойно ездить.
- Да. Вообще никогда ко мне никто не подходили и не говорили: "Вы Евгения Медведева, можно с вами сфотографироваться?" В Москве такого никогда не было.
- В Японии, наверное, было.
- В Японии только один раз была, в свой самый первый юниорский сезон — на финале "Гран-при" в Фукуоке. Там подходили несколько раз.
- В конце интервью хотел немножко странный вопрос задать. Для чего вы делаете на официальных тренировках перед соревнованиями каскад "3-3-3"?
- Для себя, для того, чтобы показать людям. Он же интересный, этот каскад, новый. В программу мы его не вставляем. И это хороший тренинг.
- Его же по правилам нельзя делать.
- Вот именно! Я делаю то, что нельзя! Если есть возможность сделать то, что нельзя — почему бы не сделать?! (смеется) Но только на тренировках, ведь это не запрещено.
- Соперниц напугать хотите?
- Я?! Напугать?! Я что, такая страшная? (смеется). Шучу, конечно. Нет, просто считаю, что если что-то умеешь делать, то это надо выполнять.
Записей (3)