Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Сезон в художественной гимнастике завершен. На главном старте — чемпионате мира в турецком Измире сборная России первенствовала в общекомандном зачете, выиграв двенадцать медалей — восемь золотых и четыре серебряные.
Причем Яна Кудрявцева и Маргарита Мамун забрали все золото и серебро чемпионата. В отдельных видах с лентой, обручем и булавами они поочередно поднимались то на первую, то на вторую ступень пьедестала, а в финале с мячом и вовсе получили идентичные баллы: 18,433, получив обе золотые медали. О том, что ждет команду в предстоящем сезоне, рассказала глава Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер-Усманова.
Ирина Александровна, спортивный сезон в художественной гимнастике завершен. Все начинается с чистого листа, какие задачи и цели ставятся на будущее?
- Мы готовим сейчас огромное гала-шоу, которое пройдет на исторической сцене Мариинского театра в ноябре и будет посвящено 80-летию первого и единственного олимпийского вида спорта, рожденного в России – художественной гимнастике. Готовится очень интересный, грандиозный проект, который будет представлять художественную гимнастику во всех ее вариантах. Для нас сейчас это задача номер один. Мы привлекаем к ней серьезных режиссеров, постановщиков, сами над ней работаем. Параллельно к будущему сезону готовим новую программу для наших "звезд".
Готовим также молодежную сборную, которая должна выступать на чемпионате Европы будущего года и групповую команду девушек во взрослом разряде, которые выступят на европейских играх в Баку и потом на чемпионате мира в Штудгарте, отборочном к Олимпиаде. Ну и еще нас большое количество детей, которые готовятся по индивидуальной программе и будут подспорьем и конкурентами для наших "звезд" Мамун и Кудрявцевой.
Кто станет участниками гала-шоу в Мариинском театре?
-Лучшие гимнастки России, наши олимпийские чемпионки и чемпионки мира, будем приглашать и сильнейших гимнасток мира.
Уже с десяток лет российские гимнастки занимают первые места на мировых соревнованиях. Насколько трудно мотивировать спортсменок на победу и постоянно поддерживать эту высокую планку?
Художественная гимнастика – это искусство. Почему Спилберг все время на высоте, почему Михалков делает интересные картины, а не кто-то другой. Мы стараемся превратить спорт в искусство. Пока это удается только нам. Остальные, прежде всего наши конкуренты, учатся у нас. Тренируются у нас гимнастки со всего мира. Это, например, Сон Ен Дже девочка из Кореи, которая взяла третье место на чемпионате мира. Мы ее подготовили, она тренируется у нас уже четвертый год. Это две японки, которые сейчас попали в ранг-лист на предварительный отбор на Олимпийские игры. У нас тренируются девочки из Канады, Мексики, Казахстана, Узбекистана, Египта, ЮАР. Мы помогаем всем странам мира, которые развивают этот вид спорта.
Не страшно тренировать конкурентов?
-Страшно. Но мы должны тренировать и конкурентов, чтобы самим быть на высоте и двигаться вперед.
Ваши гимнастки не только добиваются высоких спортивных результатов, но еще и хорошо образованы. Как это им удается?
-Они учатся заочно, занимаются с репетиторами по интернету, сдают учебные тесты. Ну а в своем виде спорта они корифеи, можно сказать профессора. Они великолепно знают хореографию, музыку.
Подбором репетитором Вы сами занимаетесь?
-И мы, и родители детей. Мы стараемся создать им все условия, чтобы они занимались, готовились к ЕГЭ. У нас есть девочка, которая сдала ЕГЭ на отлично. Правда, она все равно пошла в академию Лесгафта, потому что спорт – это ее профессия.
В большом спорте, особенно там, где многое значит вес, и, наверное, в гимнастике тоже, бывают случаи, когда спортсмены доводят себя до самоистязания.
-Это не называется самоистязанием, это называется преодолением себя. Это и есть олимпийский девиз – преодолеть себя.
У ваших спортсменок есть и свои тренеры, в том числе первые. Как Вам ними работается?
- Первые тренеры играют в судьбе спортсменок очень важную роль. Мы всегда говорим детям, если они станут известными, "звездами", чтобы они не забывали о своих первых тренерах, всегда упоминали бы их в интервью, о первом зале, в который они пришли. Человек, который забывает свое прошлое, никогда не будет иметь настоящего и будущего. Поэтому первые тренеры у нас ездят со своими воспитанницами на соревнования, смотрят, как они выступают.
В спортшколах сейчас жалуются, что трудно искать талантливых детей. Как вы их находите?
-Нам не трудно искать одаренных детей, они к нам сами приходит. Другое дело, что приходят не в той кондиции, в которой должны быть. Они просто талантливые дети, но они плохо выучены. Потому что нет школы, нет хореографии, иногда и условий нет, зала, и нам приходится с ними работать чуть ли не с первых шагов.
Какие школы в регионах Вы могли бы отметить, из каких регионов приезжают Ваши воспитанницы?
-Таких регионов очень много. Почти вся Россия. У нас много гимнасток из Сибири – из Омска, Иркутска, Красноярска, Новосибирска, с юга России – олимпийской чемпионкой у нас стала девочка из Краснодара. Есть спортсменки из Мордовии, Ростова на Дону, из Подмосковья, Москвы, Санкт Петербурга. География обширна, не могу сказать, что у нас есть какие-то специализирующиеся на гимнастике регионы. Великолепные гимнастические залы есть в Омске, Иркутске, Пензе. Очень хороший зал в Казани, у нас много девочек оттуда. В Москве зал средний, потому что нас никак не могут разделить со сборной прыгунов на батуте. Мы с ними тренируемся в одном зале. И если в Пензе, уж не говорю про Казань, шесть гимнастических ковров, то у нас только четыре. Поэтому хочется, чтобы на этот факт руководство обратило внимание и дало возможность иметь хотя бы то, что есть в Пензе.
Вы замечаете политику в спорте?
Не замечаю. Нас везде встречают с распростертыми объятиями, нас хорошо и честно судят, к нам относятся с уважением.
Насколько сложно Вам работать с родителями спортсменок? Всегда ли они слышат тренера?
- С родителями работать очень сложно, если родители не знают спорта. У Кудрявцевой отец олимпийский чемпион по плаванию, такие родители не вмешиваются в тренировочный процесс, а если вмешиваются, то только помогают. Но бывают и другие родители, которые своих детей просто губят своим огромным желанием, чтобы дочь стала "звездой" или желанием, чтобы она не отказывала себе ни в чем. Дорога в ад иногда устлана благими намерениями любящих родителей, иногда. К сожалению, мы потеряли несколько прекрасных гимнасток, которые благодаря родителям не стали "мега-звездами".
А есть у вас какие-то секреты, как Вы выстраиваете отношения с родителями?
-С родителями мы выстраиваем отношения очень просто. Они у нас находятся на расстоянии, могут прийти к детям в субботу-воскресенье, могут их забрать, если нужно. На праздники спортсменки ездят к родителям, если те живут не в Москве. Но у родителей они долго не задерживаются, больше трех дней не хотят находиться дома. Они уже привыкли к самостоятельной жизни, поэтому они сразу бегут обратно. И иногда, когда в выходные я их отпускаю, они все равно остаются на базе.
В таком возрасте для спортсменок, наверное, очень важна психологическая устойчивость. Работают ли с командой психологи?
-У нас работают и психологи, и даже астрологи. Есть специалисты, которые могут поговорить со спортсменкой и увидеть, что сегодня она выступит лучше, а завтра хуже. Составляются биоритмы на каждую спортсменку. В этом отношении у нас наука хорошо поставлена, но к сожалению, у нас нет хороших спортивных врачей. Те, что у нас работали, просто загубили пять гимнасток. Вовремя не проверив то, что они должны были проверить. В результате мы потеряли пять спортсменок, выступавших в групповых упражнениях из-за того, что у них были травмированы ноги, а врачи этого не заметили и вовремя не залечили. Это проблема нашего спорта — у нас просто нет профессиональных врачей по спортивной медицине. И их не готовят ни в медицинских вузах, ни в нашем физкультурном институте, поэтому приходится брать врачей "с улицы".
Считается, что как минимум 50 процентов в результатах спортсмена – это заслуга тренера. Что Вам помогает оставаться оптимистом? И легко ли быть сильной женщиной, держать на себе всю команду?
-Мне помогает любовь к своему делу. Я очень люблю творчество, у меня дедушка был музыкантом, папа художником, брат художник. Во мне, видимо, генетически заложено чувство музыки, ритма, красоты, грации – все то, что отличает художественную гимнастику. Я делаю то, что я люблю.
Художественная гимнастика возникла и долгое время оставалась чисто женским видом спорта, как Вы относитесь к тому, что сейчас в него приходят и мужчины?
- В художественную гимнастику мужчины пришли достаточно давно. В Японии есть великолепные гимнасты, которые потрясающе владеют предметами и в групповых упражнениях, и в индивидуальной программе. Мы тоже развивали мужскую художественную гимнастику, и у нас работал тренер из Японии. Но к сожалению, международная федерация гимнастики не хочет принимать этот вид спорта. Они у нас очень консервативны, не хотят развиваться. Но я думаю, что с нового олимпийского цикла, когда в международной федерации поменяется руководство, возможно, художественная гимнастика среди мужчин займет в спорте свое достойное место. И именно в мужском варианте – в силе, в красоте, в пластике. И речь идет не о том, чтобы то, что делают сегодня девушки, повторяли мужчины. Это все из другой оперы.
Вы готовили физкультурную программу для общеобразовательных школ. Применяется ли она, работают ли по ней в школах?
-Какие-то школы работают, которым это нужно. Мы сделали такую программу, по которой могут заниматься и мальчики, и девочки. Она развивает гибкость, быстроту, реакцию. Те, кто берут эту программу, очень довольны.
Не собираетесь ли Вы, с Вашим богатым опытом в художественной гимнастике, написать об этом книгу?
- Когда я писала диссертацию, за мной ходила моя руководитель. Я говорила ей, она все записывала. Потом из этого получилась диссертация, сначала кандидатская, потом докторская. Если кто-то будет со мной ходить, разговаривать и записывать, может быть и книга получится. Пока такого не нашли, а свободного времени для того, чтобы писать книгу просто нет.
Можно ли сказать, что ли по итогам чемпионата мира в Измире уже сложилась ли будущая олимпийская команда?
-Перестановки, конечно, еще будут. Не факт, что Кудрявцева и Мамун на следующий год будут в команде первыми номерами. Мы живем сегодняшним днем. Сегодня они выиграли – спасибо, отлично, супер, а что будет завтра… На чемпионате мира одна из девочек допустила ошибку, значит ее, скорее всего, в группе уже не будет. Нервы не выдержали, а преодолеть себя она не смогла. И хорошо, что это случилось сейчас, а не на Олимпийских играх. Для нас это был урок. Значит нужно что-то менять. У нас был великолепный состав в групповых упражнениях, но, к сожалению, пять гимнасток из этого состава выбыли по вине врачей, которые недоглядели и недоработали.
В свое время был период допинговых скандалов в гимнастике и наших спортсменок это тоже коснулось.
-Никого и никогда в нашей команде это не касалось. И это был не допинговый скандал, речь шла о запрещенном препарате – фуросемиде, который содержится во многих пищевых добавках и способствуют похудению. Девочки, которые хотели похудеть, принимали эти добавки. И поэтому так получилось. А допинга в художественной гимнастике никогда не было и быть не может, у нас сложный координационный вид спорта, и для нас допинг – это все равно, что пуля в лоб. И если с большой силой бросить предмет, то он улетит за площадку и этим все закончится. Вот, например, на прошедшем чемпионате мира одна из спортсменок бросила булаву с такой силой, что та вылетела за площадку. И если бы в этот момент девушку бы проверили на использование запрещенных препаратов, то результат мог бы быть не в пользу спортсменки.
Многие наши спортивные федерации жалуются на нехватку средств, у Вас, наверное, нет таких проблем?
- Средств всегда не хватает. Но столько денег, сколько тратится на спорт в России, не тратится ни в одной другой стране. По всем видам спорта и в художественной гимнастике, в частности. Многие команды, и не из самых бедных стран — из США, Канады едут на соревнования за свой счет. Я вижу, как живут, тренируются наши сборные в других видах спорта, какие у них сейчас условия для работы и считаю, что им грех говорить и жаловаться на нехватку средств.
Россия выиграла первое командное место на зимних Олимпийских играх, завоевала огромное количество золотых медалей не только в Олимпийских, но и в Паролимпийских видах программы, об этом почему-то забывают.
Вы собирались строить спортивную базу на Байкале..
-Да, я предлагала построить базу на Байкале. Но эта идея застопорилась. А база была бы нам очень кстати и при подготовке к юношеским Играм в китайском Нанкине, который в двух шагах от Байкала. И при подготовке к Олимпийским играм в Токио, который в трех шагах. А базы до сих пор нет. Мы будем ездить на тренировки в Токио, Китай, платить валюту, а свое собственное потрясающее место на Байкале, где прекрасная рыба, где можно организовать великолепное экологически чистое питание, где можно построить отличный центр для подготовки спортсменов -но мы этого не делам, а строим какие-то типовые залы в 200 км от железной дороги, и туда никто не ходит. Это, конечно, непорядок. Я с ним сражаюсь, но если сражаться на всех фронтах, можно на самом главном фронте проиграть.
Что сейчас является основной базой подготовки сборной по художественной гимнастике?
Главная база у нас в Новогорске, с четырьмя гимнастическими коврами и больше ничего. Мы можем поехать на сборы, например, в Казань, где условия получше. Но там занимаются свои группы. Есть хороший дворец спорта в Санкт Петербурге, но в нем занимается около тысячи человек, там сложно работать со сборной командой. Поэтому у нас сейчас четыре ковра, а за сеткой стоят два батута. Нам обещали, что это будет зал для художественной гимнастики. Неужели наша сборная этого не заслужила? Но никто никак не решит вопрос с тем, чтобы построить отдельный зал зал для батута. Батут тоже дает медали, и могли бы сделать для них отдельный зал. Но этот вопрос никак не решается.
Президент Всероссийской федерации художественной гимнастики России
Записей (5)