Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Японец Акира Нуноя уже более четверти века отвечает в компании Panasonic за техническое оснащение как летних, так и зимних Олимпийских игр. Он контролирует инновации, связанные с аудио- и видеооборудованием, а также системы технической безопасности.
Нуноя рассказал о свежих решениях, разработанных специально для Игр в Сочи, и выразил опасения, что чрезмерное увлечение технологическими новинками в будущем может уничтожить саму спортивную сущность соревнований.
— Какие инновационные решения, разработанные для олимпиад, стали в дальнейшем доступны массовому пользователю?
— Олимпийские игры — это своеобразный спусковой механизм для развития многих технологий. После инновации получают реальный шанс на массовое распространение, превращение в отраслевой стандарт. Так вот, игры в Турине, например, стали знаковыми при переходе от аналоговых носителей к цифровым: тогда уходила "пленка", мы внедряли безленточные видеокамеры. В Ванкувере всем впервые показали технологию 3D, ее же активно использовали на Олимпийских играх в Лондоне. В ближайшее время можно ждать распространения нового формата передачи изображений — 4K. Если говорить простым языком, то 4К-изображение в четыре раза четче и лучше Full HD. Оно более "концентрированное" и потому более реалистичное.
— Какие уникальные технологические решения были разработаны специально для Игр в Сочи?
— Безусловно, визитной карточкой Игр в Сочи станет гигантский инновационный медиакуб, который расположен в Ледовом дворце "Большой", где будут проходить соревнования по мужскому хоккею. Ему просто нет аналогов в мире. Это огромный бесшовный LED-экран с самым большим разрешением — больше, чем у Full HD. Куб не имеет углов и стыков, что позволяет выводить на него неразрывное круговое изображение. Он весит 26 т и закреплен в 20 м надо льдом "Большого".
Еще одно инновационное решение — система видеоконференцсвязи высокой четкости (ВКС). Оно уникально по своим масштабам — на спортивные объекты Сочи и в офис Оргкомитета было поставлено почти 100 комплектов ВКС-оборудования. Это целая сеть, которая позволяет проводить прямые включения, видеопереговоры в формате Full HD. Такое же оборудование установлено в штаб-квартире Международного олимпийского комитета в Лозанне. Благодаря ему организаторы Игр могут не тратить время на долгие переезды, а организовывать все встречи в режиме онлайн. Новые технологии позволяют создать эффект полного присутствия, когда участники видеоконференции видят и слышат друг друга так же хорошо, как если бы они находились в одной комнате.
— Были ли разработаны какие-то новые технологии для обеспечения безопасности?
— По последним данным, мы поставили более 11 тыс. камер видеонаблюдения на спортивные и инфраструктурные объекты Сочи. Это рекорд за всю историю Игр — такого количества камер не поставлялось ни на одну предыдущую Олимпиаду. Наши камеры интегрированы в сложные интеллектуальные системы безопасности, которые будут обеспечивать безопасность гостей, спортсменов и организаторов соревнований. Такими системами оснащены не только спортивные объекты в Олимпийском парке и Красной Поляне, но и объекты сочинской инфраструктуры — отели, тоннели, железнодорожные станции и т.д.
— С технической точки зрения чем будет отличаться Олимпиада в Сочи от Игр в Ванкувере?
— Каждые новые Игры проводятся на более высоком технологическом уровне. Поэтому Сочи по технологиям однозначно превзойдет Ванкувер. Здесь будет использоваться самое совершенное оборудование, которое существует на сегодняшний день.
— На Олимпиаде в Лондоне-2012 можно было посмотреть 3D-версию прыжков атлетов. Мы увидим то же самое в фристайле или сноуборде?
— Нет. Всеобщее внимание переместилось к новой технологии — 4К, позволяющей снимать еще более зрелищные изображения. Она сейчас активно внедряется в спорте. Некоторые каналы собираются снимать церемонию открытия сочинских Игр и ряд соревнований уже в новом 4К-формате.
— Техника уже достигла высочайших пределов. Можно ли сейчас встраивать микрокамеры в орудия биатлонистов, помогающие четче разбирать промахи и попадания спортсменов?
— Технологически это очень просто. Главный вопрос: интересно ли это тренерам и спортсменам? Если от Федерации биатлонистов поступит такой запрос, то все можно будет сделать в самые короткие сроки.
— Знаменитый незасчитанный гол Сергея Самсонова в ворота США на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити... Можно с помощью нынешних технологий гарантировать точность взятия ворот в хоккее?
— К сожалению, я не видел момента, о котором вы говорите. Что касается второй части вопроса, то мой ответ — да. Гарантировать можно, современные технологии могут зафиксировать факт взятия ворот, но в то же время они умаляют роль арбитра. А ведь его мнение и даже его ошибки — это неотъемлемая часть игры. Если судейство отдать машинам, то игра станет скучной, исчезнет человеческий драйв, человеческие эмоции. У нас в Японии уже около 10 лет ведутся дискуссии о внедрении видеосудейства в бейсболе. Однако решение до сих пор не принято. Люди покупают билеты, чтобы насладиться драмой на поле. Судейство — неотъемлемый элемент этой драмы. То же самое я могу сказать и про футбол — электронная система, которая будет использоваться на чемпионате мира в Бразилии, на мой взгляд, может негативно сказаться на зрелищности этой великой игры.
— Больше всего ошибок в современном футболе допускается при определении офсайда. Можно ли за счет техники разработать какие-то методы, которые помогут судьям при определении положения вне игры?
— На это нужна воля ФИФА. Если такой запрос нам поступит, мы готовы разработать подобную систему. Сейчас техника достигла таких высот, что вопрос будет заключаться лишь в разработке софта. По аналогии с плаванием можно установить камеры на каждый метр поля и полностью автоматизировать процесс судейства. Но, повторюсь, я бы хотел наслаждаться судейством живого человека, а не машины.
— Во многих видах спорта электронные приборы доведены до совершенства. На ваш взгляд, существуют ли виды спорта, которые еще можно усовершенствовать с технической точки зрения?
— Технологически можно улучшить любой вид спорта. Вопрос лишь в том, насколько технологии сделают игру зрелищнее. Если говорить про медицину и дорожное движение, то эти сферы необходимо постоянно развивать, и чем скорее, тем лучше. Со спортом ситуация немного иная. В первую очередь надо учитывать потребности спортсменов и зрителей. Мы должны понимать, что зрители хотят видеть настоящую, а не компьютерную игру. Потеря атмосферы равносильна потере интереса к спорту. Мы делаем все возможное, чтобы сделать Игры максимально комфортными и безопасными. Но мы никогда не будем использовать свои технологии, чтобы сделать Игры скучными.
Источник: Известия
Руководитель инновационного направления Олимпийских игр
Записей (1)