Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Трехкратная олимпийская чемпионка, пятнадцатикратная чемпионка мира, семикратная чемпионка Европы по синхронному плаванию, спортсменка московского "Динамо" Светлана Ромашина рассказала, как в спортивном мире отнеслись к решению включить в программу синхронного плавания микст-дуэты, как FINA (Международная федерация плавания) отреагировала на заявление американцев о пересмотре вопроса о проведении чемпионата мира в России и почему у синхронисток на выступлениях такой яркий макияж:
– Светлана, в июле этого года в Казани будет Чемпионат мира по водным видам спорта. Подготовка уже началась?
– Да, подготовка уже идет полным ходом. Мы с моей напарницей Натальей Ищенко оттачиваем все программы, которые мы успели поставить. Кроме того, мы уже потихоньку начинаем входить в форму и тренироваться вместе с группой, так как планируем ставить комбинированную программу на Чемпионате мира. Как дуэт, так и группа – все работают. И я надеюсь, что к лету мы будем в полной готовности. К тому же, у нас в середине мая будут проходить отборочные соревнования на Кубок Европы, которые будут являться олимпийским отбором. Надеюсь, что мы уже там будем готовы.
– Кстати, как Вам работается в паре с Натальей Ищенко после ее возвращения?
– Наталья как всегда прекрасна. Я очень рада ее видеть не просто рядом с собой на бортиках, как это было в последние годы, но и рядом с собой в воде. Нам потребовался буквально месяц для того, чтобы притереться друг к другу заново. И сейчас я абсолютно уверенно себя с ней чувствую, как будто и не было никакого перерыва.
– Тренер сборной Татьяна Покровская сказала, что Наталья после родов стала еще лучше.
– Да, это так. Я вообще считаю, что женщина после рождения ребенка становится еще краше. Наталья сейчас в полной боевой форме. Она очень сильно похудела – стала худее, чем была на Олимпийских играх. Так что никаких вопросов по поводу ее физической формы сейчас быть не может.
– Решение о включении в программу синхронного плавания на предстоящем Чемпионате мира микст-дуэтов, где одну из "партий" будет исполнять мужчина, заинтересовало весь спортивный мир. Как Вы к этому относитесь?
– На самом деле, я отношусь к числу противников микст-дуэтов. Но плюсы в этом все же есть. Мужская сила – есть мужская сила, и сравнивать ее с женской бесполезно. Мы надеемся на высокие поддержки, которых никогда еще не было. К тому же, на чемпионат мира собирается очень сильный состав. Будут выступать американцы, французы и наш Александр Мальцев с новой партнершей. И это будет интересно в плане конкуренции. Я думаю, что это будет очень серьезная и ожесточенная борьба.
– Такими темпами может появиться и мужское синхронное плавание…
– Мне кажется, что после микста возможно все. В том числе, и мужское синхронное плавание. Я не являюсь ярым сторонником появления данных программ. Я считаю, что синхронное плавание это грациозный женский вид спорта. Но нам некуда от этого деваться. Очень повезло тем молодым людям, которые на протяжении всех этих лет усердно тренировались. Мне кажется, что появление чисто мужского синхронного плавания возможно, но давайте не будем загадывать. Каждый будет надеяться на свое. Кто-то будет надеяться на появление только мужского синхронного плавания, а кто-то будет надеяться максимум на миксты.
– Вы говорили о том, что на чемпионате мира в Казани будет выступать Александр Мальцев с новой партнершей. Вы уже видели их выступление?
– Да, я недавно видела, как они составляют свою программу. Александр Мальцев будет выступать с чемпионкой Европы, чемпионкой мира среди юниоров Дариной Валитовой. Это молодая, старательная, подающая надежды спортсменка. И я думаю, что для нее это большой шанс показать себя, выбиться из общей массы и заявить себя лидером на ближайшие годы. Возможно, у нее появится шанс попасть на Олимпийские игры. Подготовка Александра и Дарины идет полным ходом. Ну, а об их программе я не имею права сейчас рассказывать. Думаю, что основная борьба пойдет за призовую тройку с американцами, французами и итальянцами.
– Кто ставит программу этой паре?
– С ними работает тренер Гана Максимова, дочь нашего прославленного тренера Марии Николаевной Максимовой. Я думаю, что это хороший тандем, потому что Гана очень интересный постановщик. Она долгое время работает с Александром Мальцевым и знает его особенности.
– Я знаю, что Вы собираетесь открыть на базе Московской городской организации Общества "Динамо" детскую секцию по синхронному плаванию. Какое участие Вы в этом будете принимать? И возможно ли, что в будущем Вы станете тренером?
– Я не исключаю такой возможности. Но пока мне бы хотелось остаться на организационной должности. Сейчас у меня нет возможности садиться на бортик и тренировать детей, но есть возможность подбора кадров. У меня уже есть люди, которые хотели бы работать с "Динамо", тренировать детей, продвигать синхронное плавание, как массовый вид спорта и воспитывать олимпийских чемпионов.
– Мальчиков будете брать в свою секцию?
– Я думаю, что этот вопрос решится позже. Это, скорее всего, будет зависеть от возможностей московского "Динамо". Но я не исключаю этого.
– А по срокам, когда Вы планируете открыть эту секцию?
– Пока этот вопрос остается открытым. Для начала нужно найти финансирование. А для этого потребуется время. Мне бы, конечно, хотелось видеть это в сентябре и начать тренировки с начала учебного года.
– А что касается Ваших программ? Вы будете показывать новые?
– Что касается дуэтных программ, то все программы будут новые. Как техническая, так и произвольная. Сольные программы мы делим с Натальей Ищенко. Она будет в произвольной, я – в технической. Сольной программы у меня пока нет, но, как показывает практика, мы с Татьяной Евгеньевной Данченко очень быстро можем поставить программу, которая действительно понравится публике и будет показана на высшем уровне.
– Вам также ставила программу и спортсменка Анастасия Давыдова.
– В первый год после того, как Анастасия закончила спортивную карьеру, мы с ней совместно ставили программу и выступали. Она нам помогала сработаться с Натальей Ищенко. Потом она окончательно закончила свою спортивную карьеру и начала тренировать молодое поколение. У нее сейчас есть свои спортсменки. Кроме того, недавно была открыта школа синхронного плавания Анастасии Давыдовой, где она продолжает работать с этими девочками. Ася – прекрасный работник Олимпийского комитета, прекрасный тренер и директор своей спортивной школы.
– Наталья Ищенко тоже пробовала себя в качестве постановщика. Вам это помогает в работе?
– Наталья помогала нам ставить программу, когда мы выступали в 2013 году в Барселоне с еще одной моей партнершей Светланой Колесниченко. Мне было гораздо проще работать с Натальей, потому что мы знаем друг друга как близнецы. Сейчас мы как ставили программы, так и продолжаем ставить. Каждый предлагает то, что ему кажется необходимым для той или иной программы. Поэтому идет совместный труд с тренером, который в большей степени все корректирует и высказывает свои пожелания.
– Татьяна Данченко позволяет Вам проявлять инициативу?
– Да, Татьяна Евгеньевна позволяет нам проявлять инициативу. Это выражается и в подборе музыки, и в постановке программы. У нас не авторитарный режим в дуэте. Наши отношения можно назвать, скорее, демократичными. Но все равно слово тренера для нас закон.
– Вы уже столько лет занимаетесь спортом. Наверное, можно уже и без тренера тренироваться.
– Это очень спорный вопрос. В определенный момент спортсмен достигает такого высокого уровня, что ему может показаться, что он уже может сам тренироваться. От себя могу сказать, что тренироваться без тренера – это самое сложное, что может быть для спортсмена. Сколько бы ты ни работал сам, со взором тренера ты будешь работать абсолютно по-другому. Тренер – это необходимая составляющая нашей команды, без которой просто невозможно.
– Вы какое-то время выступали сольно. В чем разница дуэтов и соло? И что Вам больше нравится?
– Естественно, мне понравилось выступать сольно, потому что в этой программе ты ни от кого не зависишь. Все зависит только от тебя. У меня было множество опасений по поводу моего выступления, потому что сольно я выступала в последний раз только в возрасте 14 лет. Это было очень давно. И уже давно все забыто. А сейчас я вернулась в спорт именно в сольной партии. И на чемпионате мира я также буду выступать в соло. Мне это далось не просто. Но благодаря тренеру Татьяне Евгеньевне и Наташе Ищенко, которые меня постоянно поддерживали, мне удалось преодолеть страх и все свои опасения.
– На одной из пресс-конференций Вы говорили о том, что синхронное плавание не столь популярно в России, как другие виды спорта. Как Вы считаете, с чем это связано?
– К сожалению, у нас проводится очень мало соревнований, причем как российских, так и международных по этому виду спорта. И старшая сборная очень редко участвует в них. Мы участвуем в соревнованиях в России раз в год. И это в лучшем случае. Часто это происходит вследствие того, что мы просто не попадаем по календарю и не готовы к чемпионату. Хочется, чтобы у нас проводилось больше различных всероссийских и международных шоу. Единственное шоу, о котором я знаю, проводится в бассейне СК "Олимпийский". Его организовывает Мария Киселева и Ольга Брусникина. И мы стараемся в нем всегда участвовать. И каждый раз мы ждем приглашения, чтобы показать себя и этот вид спорта публике.
– А если говорить об уровне синхронного плавания в России и в мире…
– Я скажу так. Есть синхронное плавание, которое развивается в Москве и, к сожалению, отдельно есть синхронное плавание, которое развивается в регионах. И это абсолютно две разные вещи. Большинство всех составов наших команд составляют московские спортсменки. Хочется, чтобы регионы в этом плане тоже подтягивались. Возможно, что туда необходимо отправлять дополнительных специалистов. Если же сравнивать уровень российского синхронного плавания с международным, то все соревнования показывают, что мы впереди планеты всей.
Что касается популярности этого вида спорта, то могу сказать одно. На чемпионате мира в Барселоне мы поняли, что там синхронное плавание – это вид спорта номер один. В этой стране оно настолько развито, что мы даже не могли себе представить, в каких масштабах все это будет проходить. Я прекрасно понимаю, что даже на чемпионате мира в Казани будет огромное количество публики, которое мы видели, наверное, только на олимпийских трибунах. И это будет вдвойне приятно, потому что по показателям, которые были на Универсиаде, это говорит само за себя. Но хочется, чтобы не только такие крупные соревнования собирали такое количество публики. Все-таки Чемпионаты России не всегда проводятся у нас в Москве. Они проводятся и в Рузе, и в Чехове. Но хочется, чтобы и там собирались полные трибуны.
– Недавно американцы заявили о том, что стоит пересмотреть вопрос о проведении Чемпионата мира в России из-за того, что русские спортсмены употребляют много допинга. На что президент Всероссийской федерации плавания, четырехкратный олимпийский чемпион Владимир Сальников ответил, что политика и спорт – вещи несовместимые. И если такие заявления еще раз будут выдвигаться, то они будут дисквалифицированы по всем правилам как Олимпийской Хартией, так и FINA. Ваше отношение к таким действиям в нынешней ситуации?
– Слава Богу, я не политик. И стараюсь не вникать во все эти вопросы. Но мне, как спортсмену это неприятно, потому что я лично не знаю ни одного спортсмена, который специально бы употреблял допинг. И в большинстве случаев это происходит совершенно случайно. Как спортсмен, я не могу представить, что может заставить человека употреблять запрещенный препарат. Да, у любого спортсмена есть желание победить и завоевать олимпийскую медаль. Но все-таки спорт остается спортом, и он вне политики. А всевозможные бойкотирования соревнований я считаю абсолютно неспортивным поведением. К сожалению, это, наверное, только начало. И я сейчас даже думаю не об этой конкретной ситуации, а о том, что вообще сейчас происходит в мире. Поэтому истории в спорте – это мелочь по сравнению с этим.
– Ваши регалии впечатляют. Вы выступаете в сборной с 2005 года. Вы – трехкратная олимпийская чемпионка, 15-кратная чемпионка мира, 7-кратная чемпионка Европы. Откуда черпаете энергию?
– Вопрос мотивации самый сложный для спортсмена. Если раньше я себе ставила задачи на олимпийские циклы, то есть, на последующие 4 года, то сейчас со всеми своими регалиями и титулами, я себе ставлю конкретную цель только на последующий год. В прошлом году я хотела выиграть чемпионат Европы в соло, чего не делала никогда в жизни в своей карьере. В этом году стоит чемпионат мира в своей стране. Хочется выступить перед родной публикой, пригласить, наконец, на трибуны своих родителей, которые видели мои выступления вживую только в 2013 году в Казани. Поэтому самая главная мотивация – это постановка цели на определенный период времени.
– Теперь технический вопрос. На выступлениях у Вас довольно яркий макияж. Вы пользуетесь какой-то специальной косметикой? И не возникает ли проблем с кожей?
– Мы пользуемся самой обычной косметикой. В редких случаях мы пользуемся водостойкой. Просто кладем слой пожирнее, чтобы было видно издалека, и все. Вблизи это может показаться чем-то странным и даже страшноватым. Но мы все-таки рассчитываем на публику, которая сидит на трибунах. Кроме того, это имеет смысл во время телевизионной трансляции, где не всегда показывают наши лица крупно. С кожей у меня нет никаких проблем. Смывается все элементарно средствами для снятия макияжа. Хотя однажды, когда спортсменки накладывали блестки на веки, одной девушке они попали в глаза и очень мешали. Дошло до того, что спортсменку пришлось отвозить в больницу, чтобы вытащить эту блестку. Поэтому мы стараемся не использовать некоторые элементы косметики.
– Вы под водой находитесь с открытыми глазами?
– Мы за полтора-два месяца перед соревнованиями тренируемся без очков, чтобы привыкнуть к воде и ориентироваться под водой. Естественно, выступаем мы без очков и линз. Очень помогает, когда в бассейне есть специальный прожектор под водой и линейки. Так нам проще ориентироваться, ведь все нужно просчитывать до миллиметра. Нужно иметь определенное чувство мышц и очень внимательно следить за тем, что происходит в этот момент в бассейне по этим ориентирам, потому что все, за что можно зацепиться, играет очень важную роль.
– А музыку под водой хорошо слышно?
– Да, музыку хорошо слышно под водой, потому что там установлены специальные подводные динамики. Бывает, что этих динамиков недостаточное количество. А если там 3-4 штуки, то они охватывают всю акваторию бассейна и нам все отлично слышно.
– Во время выступлений вы пользуетесь специальными зажимами. Получается, вы дышите только ртом. Сколько времени под водой Вы можете провести?
– Мой личный рекорд без движения составляет 4,5 минуты. В движении я смогу продержаться в два раза меньше.
– Сейчас, как я понимаю, у Вас основная цель это чемпионат мира, который будет проходить в июле в Казани?
– На данный момент, да, чемпионат мира в Казани. А в августе 2016 года будут Олимпийские игры.
заслуженный мастер спорта, многократный чемпион мира, трехкратный олимпийский чемпион по синхронному плаванию
Записей (3)