Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
У каждого летательного аппарата есть свои достоинства и недостатки. Так, самолёт довольно экономичен, прост в управлении, но для его взлета и посадки нужна длинная ровная поверхность. Вертолёт, напротив, взлетает вертикально вверх, но при этом расходует огромное количество топлива, а управлять им намного сложнее, чем самолётом. Однако существует воздушный транспорт, объединяющий лучшие качества самолёта и вертолёта, при этом гораздо более безопасный.
Название образовано из двух греческих слов – «авто», т.е. самостоятельный, и «жирос» - круг. Летательный аппарат похож на вертолёт: над небольшой кабиной располагаются лопасти винта. Ещё один винт – толкательный – расположен сзади. Но, в отличие от вертолёта, кабина опирается на колёсное шасси.
Уникальной особенностью автожира является авторотация – лопасти несущего винта раскручивает не двигатель, а встречный поток воздуха. Поэтому для взлёта необходим хотя бы небольшой разбег. Несущий винт расположен не строго горизонтально, а с небольшим отклонением спереди назад. Именно этот наклон, составляющий всего несколько градусов, позволяет винту выполнять функцию самолетного крыла, т.е. создавать подъемную силу, опираясь на воздушный поток.
Благодаря авторотации автожир прекрасно держится в воздухе. При отключении двигателя вращение винта не прекращается, и пилот может спокойно посадить аппарат на землю, благо для посадки не требуется много места. Современные модели позволяют взлетать и садиться на «полосе» длиной не более 50 метров, т.е. для полетов не требуется оборудованный аэродром. Однако при обледенении лопасти резко теряют несущую способность, поэтому зимой летать на автожире нежелательно.
У этого летательного средства немало достоинств. Помимо перечисленных выше, следует упомянуть:
невысокий расход топлива, составляющий около 15 литров на 100 км;
достаточно неплохую скорость полета – в зависимости от модели, от 120 до 200 км/ч;
возможность летать в ветреную погоду (до 20 м/с);
невысокую вибрацию во время полёта;
отличную маневренность.
Однако автожир всё же менее экономичен, чем самолёт, и требует установки более мощного двигателя. Поэтому в настоящее время авиапромышленность выпускает преимущественно легкие пассажирские модели, рассчитанные на одного-трех человек. Тем не менее, знатоки авиации считают, что у аппаратов этого типа большое будущее: они могут использоваться как средства сельскохозяйственной авиации, как спасательный и поисковой транспорт и, конечно, как личные летательные аппараты.