Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Руководство и участники экспедиции "Россия-Антарктида-2003" на постоянной связи с радиостанцией "МАЯК" и именно, черпая из этого источника точных данных, приходится уточнять очень многие позиции, которые в сети расписываются иначе.
Итак, первое: НИКТО из участников экспедиции не испытывает никаких отклонений от нормального здоровья, связанных с чем бы то ни было - акклиматизацией, например - и тем более, с тяжёлой альпинистской работой, которая всем ребятам хорошо знакома и к которой они конкретно готовились! Специально для этого на связь с радиостанцией "МАЯК" был приглашён врач экспедиции, высотный врач высшей категории, заслуженный мастер спорта, да и вообще, пожалуй, самый опытный из участников спортивной группы, Евгений Виноградский. Он в самой категоричной форме выразил, что "не знает - откуда в Интернете информация об ухудшении самочувствия альпинистов. Были лёгкие простудные явления - обычное дело для такого рода экспедиций - тем более в полярных условиях, но никаких серьёзных заболеваний, никаких травм, ни у кого, не было. Занимаемся ежедневными, регулярными медико-биологическими исследованиями, все участники под контролем, никаких отклонений в состоянии здоровья людей НЕТ!"
Четвёрка "стеновиков" оторвалась от "земли" только 1 февраля, но никаких сигналов об ухудшении самочувствия по постоянной связи с маршрута за "истекший период" не приходило. Уверены, что появись у кого-то какие-то симптомы - руководитель "стенной" бригады Николай Захаров мгновенно поменял бы человека: слишком уж он опытный и ответственный человек, и слишком уж велика ответственность в данной экспедиции вообще!
Второе: указания на сильный мороз - до минус 25 градусов - касались однажды именно стенного маршрута, высотной работы, где постоянно дует сильный ветер. На описание погоды внизу вообще такой цифры не приходило ни разу - там температура гораздо выше, и нет нужды увеличивать цифры, создавать трагизм из нормальных метеосообщений от РАЭ! Зачем их "переписывать" - неизвестно! И вообще, погода претерпевает изменения - бывала внизу и нулевая температура - "жара"!
Третье: в экспедиции, в самом деле, поломка одного вездехода из
двух, а вовсе не "единственного" - как пишут некоторые "источники"!
Шестиколёсое чудо столько наработало - дай Бог какому другому. Находится тот аппарат на аэродроме Новолазаревская. Механики его починили, он
ездит, но для пущей уверенности, его решили не выпускать в дальний путь
на массив: поломка означает снижение надёжности техники, и естественно
- зачем рисковать там, где это не оправдано!?
Второй вездеход находится в базовом лагере в горах Петермана и на нём выполнялась основная работа по переброске команд по району, к под- ножиям выбранных для восхождений безымянных вершин.
Для "новоявленных" источников информации персонально уточняем, что руководство и участники экспедиции совместно решают возможные варианты отъезда и переброски экспедиции на аэродром, исходя из местных условий и особенностей ситуации. Мы здесь, на Большой Земле, не можем точно всё знать, даже при многочасовых переговорах с экспедицией, да это и не нужно - в команде мужчины, люди опытные, бывалые! Поэтому во всех сообщениях следует писать именно "о возможных вариантах" - пусть они даже прозвучат как предложения к рассмотрению, но не следует нагнетать непонятную атмосферу трагизма и истерии, которой просто НЕТ и БЫТЬ НЕ МО- ЖЕТ!
Экспедиция работает вблизи нашей постоянно действующей антарктической станции Новолазаревская и с полярниками полный контакт - и выдуманные "проблемы" с выездом группы, тем более, для опытных полярников РАЭ - это не проблемы, а нормальная работа! Они называют её "демобили- зация", а вовсе не "эвакуация" - так что работаем в режиме!
Далее: когда "новоявленный источник" описывает характер местности в Антарктиде, который, якобы, нужно преодолевать, то лучше позвонить кому-нибудь из известных опытных полярников, чтобы выяснить - не будет ли ошибок при описании! В частности, этот "источник" указывает, что должна быть преодолена "снежная пустыня, иссечённая огромными трещинами, занесёнными предательскими снежными мостами, антарктический холод, шквальный ветер, накопившаяся усталость...".
Здесь такая смесь аллогизмов, что нашему читателю непонятно совсем ничего. На самом деле, если трещины будут надёжно занесены, то и хорошо - по ним можно ехать; ненадёжность занесённых трещин выясняется на месте, а вот когда ветер сдувает снег с ледника - вот это плохо, обнажаются все - и большие и малые трещинки. Так что, просто собирать жуткие описания из приключенческой литературы и выдавать их за факты, сообщённые участниками экспедиции - это некорректно!
А сейчас реальные вещи, которые поступили по связи: как вариант - команда провела тренировочный лыжный переход с десяток километров, чтобы выяснить и готовность лыжного снаряжения, и скорость передвижения, и способность преодолевать трещины и трещинки.
Так вот, руководитель экспедиции Валерий Кузин подтвердил, что "это крайний вариант, и он остаётся!" На реальность передвижения до аэродрома Новолазаревская группы на лыжах указал опытный наш полярник, глава Экспедиционного Центра "Арктика" Владимир Чуков, и ребята просто взяли да и проверили такую возможность!
Второе, выбрано место для посадки самолёта, в случае его использования. Этим занимался руководитель Передовой группы экспедиции Георгий Гатагов - он по основной профессии штурман дальнего плавания, так что знает толк в подборе направлений и для заходов самолётов на посадку. Тем более, что он объездил на шестиколёсниках здешние края уже достаточно!
Итак, самолёт рассматривает тоже только как один из вариантов, но вовсе не как основной.
Основным вариантом остаются три ходки имеющегося в наличии пневмовездехода до аэродрома и обратно, чтобы эвакуировать всех людей и грузы своими силами. Этим участники занимаются уже с 4 февраля: вещи собираются, упаковываются. Нужно собрать и вывезти всё - включая фекалии, мусор и пищевые отходы и упаковку. А это уже и интересно!
Но не менее интересно, что завершающими грузами в списке будут научные медицинские приборы: программа исследований выполняется безукоризненно, чётко, не пропускается ни одно из запланированных измерений, в любую погоду и для всех без исключения. Более того, программа развивается: как сказал в сеансе связи с радиостанцией "МАЯК" руководитель исследований, врач команды Евгений Виноградский, "появилось очень много мыслей по расширению исследований, по развитию этой программы, и я собираюсь продолжать работать над ней, чтобы применить и в следующих экспедициях!"
Почта откликов на наши публикации чрезвычайно разнообразна, но главное в ней - это гордость за наших ребят, за их победы, но и конечно же, лёгкая зависть - вот бы и нам побывать там, в Антарктиде, в такой же мощной и интересной экспедиции! С тем и смотрим в будущее!
Евгений Штиль, специально для ИА "Стадион"
5 февраля 2003 года показался для участников экспедиции "Антарктида-Россия 2003" пожалуй, одним из самых длинных и, безусловно, счастливых дней в течение всего срока их пребывания на ледяном континенте.
"Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал" - решили Валерий Кузин, Максим Волков, Георгий Гатагов, Евгений Виноградский и Юрий Байковский. Нужно не терять времени даром, тем более что сама природа предоставила такую возможность - стал тише шквальный ветер, поднимавший все последние дни тучи снежной пыли и лишающий возможности ориентации в пространстве...