Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Победитель шахматного турнира претендентов в Москве Сергей Карякин рассказал, за счет чего смог добиться успеха и шансах на завоевание мировой шахматной короны в ноябрьском матче в США с чемпионом мира норвежцем Магнусом Карлсеном.
- Вам за прошедшие сутки удалось осознать, что вы сделали, или до сих пор мысли разбросаны в разные стороны?
- Я думаю, что на осознание такого успеха должен уйти как минимум месяц. Потому что когда я стал самым молодым в мире гроссмейстером, ко мне многие подходили и поздравляли. А я про себя думал - что я такого особенного сделал? Ну, выиграл еще один турнир. А сейчас я понимаю, что тогда я действительно совершил подвиг, став гроссмейстером в 12 лет. И тогда я попал в Книгу рекордов Гиннесса, этот рекорд до сих пор не побит. И я этим горжусь - считаю своим величайшим достижением. Я считаю, что показал хороший результат, и, может быть, спустя годы я буду об этом вспоминать с большим удовольствием (с улыбкой). Когда я победил в турнире претендентов, я сразу не смог это оценить. А сейчас потихоньку начинаю все это понимать.
- Сергей, вы человек очень сдержанный. Но что вы почувствовали в тот момент, когда Фабиано Каруана сдался?
- Я был очень счастлив - в тот момент, когда Каруана остановил часы, в зале раздались бурные овации. И я каждому из болельщиков благодарен - потому что я почувствовал, что действительно играю в родных стенах. Они, конечно, с одной стороны помогают, а, с другой, накладывают очень большую ответственность. Моя победа была бы просто невозможна без такой поддержки. И я каждому из них благодарен - я знаю, что таких людей было очень много. В моем успехе есть частичка каждого из них.
- Я думаю, что вам очень помогла и ваша супруга Галия...
- Да, конечно. Она меня вдохновила. Полгода назад она родила мне замечательного сына, которого мы назвали Алексеем. А потом сделала все, чтобы моя подготовка проходила в оптимальном режиме. Галия меня постоянно вдохновляла, и когда в нашей семье появился такой прекрасный маленький человечек, она все хлопоты взяла на себя и дала мне возможность спокойно заниматься шахматами. И я ей очень благодарен, а сейчас просто обязан уделить ей самое большое внимание. Иначе она просто обидится (с улыбкой).
- Алеша, конечно, пока не понимает, что сотворил его папа?
- В пять месяцев это, конечно, сложно (смеется), но со временем он, надеюсь, поймет, что в его рождении и в моем успехе есть нечто общее. Это дало мне такой драйв, что если бы не было рождения сына, может быть, и не было бы такого моего успеха в турнире претендентов. Конечно, история не терпит сослагательного наклонения, но доля Алеши в моей победе точно есть.
- Как у вас с отцовскими обязанностями, с подгузниками-то хорошо управляетесь?
- Честно скажу - я горжусь тем, что большую часть забот на себя берет Галия. Но и я всегда стараюсь помогать - по мере своих сил. Я очень люблю гулять со своим сыном, обычно мы прохаживаемся по паре часов каждый день, когда я свободен.
- В последние две недели в нашей стране возник, как нам кажется, шахматный бум. А вы это на себе почувствовали?
- Меня действительно начали узнавать на улицах, но это пока больше носит разовый характер. Сегодня узнали, а завтра - нет. Так бывает. С одной стороны это, может быть, нескромно. А с другой - хочется выйти на такой уровень шахматных успехов, чтобы тебя узнавали. Я не хочу своей славы - мне хочется, чтобы в России понимали: у нас в шахматах есть свои победители и чемпионы, которыми тоже хочется гордиться. Я не только себя имею в виду - есть и Владимир Крамник, и Петр Свидлер, и все остальные прекрасные российские шахматисты. Мне кажется, что шахматы в России за последние годы вышли на принципиально новый уровень. И могу привести пример - в этом году в России при поддержке министра спорта Виталия Леонтьевича Мутко впервые будет проведен чемпионат мира среди школьников. Будут организованы и другие значимые мероприятия. На самом деле в России сегодня идет полноценный шахматный бум. И чем больше людей будет заниматься шахматами, тем лучше для всей нашей страны. Я этому буду только рад.
- Сергей, вы почти три недели провели внутри шахмат, практически без отношений с семьей. В чем вы находили отдушину, чтобы не сорваться, в хорошем смысле слова?
- Вы действительно правильно сказали - практически. На самом деле я с семьей не расстался - в выходные дни мы постоянно встречались. И однажды мы с Галией пошли в ресторан и к нашему удивлению, встретили там Вишванатана Ананда. Я нес коляску, это было не так просто - затаскивать ее по ступенькам. А на следующий день у меня была решающая партия. И Виши, с одной стороны, удивился, а с другой - понял, что семья для меня действительно является отдушиной и одним из факторов моего успеха.
- И в этот момент понял, что ему ничего не светит?
- Да, возможно (с улыбкой).
- Если вернуться к моменту победы - в это время какие-то события из жизни в голове прокручивались?
- Да. И из всей своей жизни, из моего становления, с пяти лет, когда я начал заниматься шахматами, я полностью осознал, что все это было не зря. Потому что бывает - вы всю жизнь занимаетесь одним делом, а большого морального удовлетворения от достигнутого результата не получаете. А я после победы над Фабиано Каруаной почувствовал, что я не зря 21 год занимался шахматами. И сейчас я вышел на финальную стадию - мне осталось сделать один шаг до завоевания звания чемпиона мира. Это будет самый сложный шаг к чемпионству, но в любом случае я считаю, что вписал свою фамилию в историю шахмат. Потому что я прекрасно знаю, что далеко не все известные шахматисты удостаиваются такой чести - сыграть матч на звание чемпиона мира. Конечно, я хочу выиграть этот матч, но в любом случае я могу сказать - моя карьера уже не прошла зря.
- Сергей, подождите, вы уже начинаете отступать от победных планов, перезакладываться - российские болельщики ждут от вас только победы...
- Да, безусловно. И я не отступаю от своих слов - я хочу вернуть корону в Россию и для этого сделаю все, что в моих силах.
- В чем именно вам надо прибавить, чтобы победить Магнуса Карлсена?
- Есть очень много нюансов.
- Очевидно, что в дебюте вы сильнее...
- Вы так уверенно об этом говорите - на самом деле у Магнуса есть очень много помощников, больше, чем у меня. В чем прибавить? Я могу сказать, что у меня есть нестабильность в результатах - я могу блестяще провести турнир и выиграть его, а могу порой и провалиться или выступить средне. А Магнус стабилен - если он не занимает первое место, то второе или третье. Но что касается матча - если я выйду на пик своей формы, то у меня будут все шансы победить. Будем бороться, и думаю, что все будет нормально.
- Президент Европейского шахматного союза Зураб Азмайпарашвили нам сказал, что если Карлсен будет находиться в такой же форме, как во время матча с Анандом в Сочи, то ваша победа очень реальна...
- Я согласен с Азмайпарашвили, что шансы у меня есть. Потому что Магнусу надо будет суметь провести хорошую подготовку и выйти на пик формы. А это никогда не бывает просто. Мне важно самому хорошо подготовиться, для чего надо создать хорошую тренерскую бригаду.
- А в чем вам можно еще усилиться?
- Надо отметить, что в современном мире многое зависит от спонсоров. Благо сейчас у меня есть два спонсора и я надеюсь на определенную поддержку со стороны государства. Я об этом говорю не в том плане, чтобы больше заработать денег - эти деньги идут на оплату труда моих тренеров. Если бы не спонсоры, то таких хороших сборов в Дубае не было бы и, возможно, не было бы моей победы. Многое упирается в спонсоров, и насколько я знаю - у Магнуса около десяти спонсоров.
- Вы считаете, что поддержка на федеральном уровне поможет вам лучше выступить в матче с Карлсеном?
- Да, безусловно, я надеюсь на поддержку со стороны государства.
- Интересно, что у вас общий спонсор с Федором Емельяненко...
- Федор Емельяненко - очень известный спортсмен, и так получилось, что у нас действительно общий спонсор. На самом деле у меня два спонсора, две известные в мире компании, и без их помощи я бы не смог так хорошо подготовиться к турниру претендентов. И это не просто слова. Потому что провести почти месяц в Дубае с четырьмя тренерами - это очень дорого. С Федором я не знаком, но если будет такая возможность, я с большим удовольствием с ним познакомлюсь.
- Сторона Карлсена как-то проявила внимание к вашей победе - может быть, вы общались с Магнусом или его менеджером?
- Могу сказать, что сам Магнус поздравил меня в интернете, а его менеджер звонил моему менеджеру Кириллу Зангалису и тоже поздравил. У нас с Магнусом нормальные отношения - когда я в прошлом году выиграл Кубок мира, он меня тоже поздравлял. Мы выше человеконенавистничества (с улыбкой). И, кстати, одним из первых меня поздравили вице-премьер России Аркадий Дворкович и наш знаменитый шахматист Владимир Крамник.
- То есть, в Нью-Йорке скандалов не будет?
- Сильных, думаю, не будет.
- Сергей, а когда вы проснулись в первый день после победы - что вы ощутили?
- Если честно, я после завершения победной партии совсем не мог спать. Я в двенадцать ночи лег спать и до трех часов никак не мог заснуть. Потом все же уснул, но уже в восемь часов проснулся. И почувствовал, что просто не могу спать - у меня было нервное перевозбуждение, абсолютно для меня не характерное. Все-таки я очень сильно выложился в этом турнире и рад, что до последнего хода показывал очень хорошую игру.
- Два года началась ваша кампания с немного пафосным названием - "Вернем корону в Россию!" Президент Российской шахматной федерации Андрей Филатов сказал нам: "Сергей едет в Нью-Йорк за короной". Вы сейчас можете сказать нам, что едете в Нью-Йорк только для того, чтобы вернуть мировую корону в страну?
- Да, я готов это сказать - потому что я от своих планов никогда не отказывался. Да, у меня не получилось это сделать два года назад - я занял второе место в турнире претендентов. Хотя это тоже был хороший результат, но все же второе место. А теперь я по-прежнему в борьбе и мне остался всего один шаг до звания чемпиона мира. Я буду стараться, но гарантировать ничего нельзя. Знаете, когда я встречался со своим спонсором, то первый вопрос ко мне был такой - могу ли я выиграть турнир претендентов? Я сказал - гарантировать я ничего не могу, но постараюсь это сделать. Видите, я постарался и выиграл. Поэтому я точно так же искренне обещаю сделать все, что в моих силах. Это не пустые слова - я буду бороться до последнего патрона. А как все в итоге сложится - только один бог знает.