Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Конькобежец Михаил Казелин сдал положительную допинг-пробу из-за загрязненной пищевой добавки, выданной спортсменам сборной России Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА, оказывает медицинские услуги всем сборным России). Как в своем Telegram-канале сообщил Сергей Лисин (журналист "Матч ТВ", старший советник представлявшей Казелина фирмы "Лисин, Мишин и партнеры"), этот факт подтвердило Российское антидопинговое агентство (РУСАДА).
"Дисциплинарный антидопинговый комитет (ДАК РУСАДА) считает установленным факт загрязнения БАДа ZMA-pro, принимаемого спортсменом, запрещенной субстанцией LGD-4033 (лигандрол), поскольку и в капсулах в банке спортсмена, и в одной из направленных на исследование банок из той же партии была обнаружена данная субстанция (при проведении исследования разными лабораториями", — говорится в решении комитета, которое опубликовал Лисин.
По словам Лисина, "ФМБА закупило и выдавало данный БАД членам сборных команд России в количестве более 4000 банок". Через его фирму прошло два таких допинг-случая в сборных. "Сколько еще было, представить сложно", — написал Лисин.
Лисин также опубликовал данные из базы выдачи ФМБА, где сообщается, что препарат неоднократно выдавали российским фигуристам в период с 2019 по 2021 год. При этом в ноябре 2020-го Лисин процитировал выдержку из рассылки ФМБА о необходимости "до особого распоряжения полностью остановить выдачу и применение спортсменами спортивных сборных команд ZMA-pro конкретной серии". Но выдача продолжилась, несмотря на распоряжение. В частности, в первой половине 2021 года ZMA-Pro получили группы Евгения Плющенко, Этери Тутберидзе, Нины Мозер, Александра Жулина, Ирины Жук, Виктории Буцаевой и других тренеров.
Однако на данный момент о положительных пробах на лигандрол у фигуристов неизвестно. По словам Лисина, массового заражения не произошло по причине того, что не все банки были загрязненными. "Во-первых, мы выявили загрязнение только в одной закрытой банке из восьми отправленных на анализ, — написал Лисин. — И это при том, что все банки были из одной и той же партии".
"Во-вторых, многие этот БАД не пили, сразу продавали, на Avito и сейчас можно найти предложения за 700 рублей, при том, что у него закупочная 1100 руб. — добавил он. — В-третьих, не факт, что даже если кто-то еще и траванулся этим БАДом, его вовремя проверили на допинг, чтобы успеть зацепить следы в моче.
На момент публикации в ФМБА и РУСАДА не ответили на запрос РБК.
ФМБА не первый раз оказывается вовлечено в допинговый скандал. В 2018 году на Олимпиаде в южнокорейском Пхёнчхане у бобслеистки Надежды Сергеевой в допинг-пробе был обнаружен запрещенный триметазидин. При этом первая проба, взятая 13 февраля, была отрицательной, во второй, взятой 18 февраля, была выявлена низкая концентрация триметазидина. В результате спортсменка была дисквалифицирована до октября 2018 года.
При этом в октябре 2018 года Спортивный арбитражный суд (CAS) признал, что Сергеева неосознанно приняла запрещенное вещество, поскольку на упаковке и в описании препарата "Метионин" не сообщалось о наличии триметазидина. С этими доводами согласилась и Международная федерация бобслея и скелетона.
Следом Сергеева подала иск к Федеральному ФМБА и производителю "Метионина" с требованием выплатить компенсацию в размере 17 млн рублей. В ответ в ФМБА отвергли обвинения. "Сергеева судится с ФМБА, потому что судиться больше не с кем, — цитирует главу ФМБА Владимира Уйбу ТАСС. — ФМБА России препарат закупило и выдало. А то, что там была субстанция из предыдущей партии выпуска продукта — это стало откровением для всех, нас туда привлекли. Но мы пострадавшая сторона не меньше, чем спортсменка".
В итоге Хорошевский суд Москвы отклонил иск Сергеевой. "Я не ожидала, что суд может принять такое решение, — зявила Сергеева ТАСС. — Если иск полностью отклонили, тогда получается, что виновных нет. Получается, что спортсмены, находящиеся в полной зависимости от ФМБА, сейчас продолжают играть в рулетку. Кому повезет, а кому — нет, все мы находимся в зоне риска".
"Мы постоянно используем те лекарства, которые нам выписывает и выдает ФМБА, это его монополия, нам в принципе запрещено другие препараты использовать, — добавила бобслеистка. — ФМБА заставляет нас проходить углубленные медицинские обследования, а если обнаруживаются какие-то проблемы, то оно нас лишает допуска. А на суде представитель ФМБА говорит, что его организация не имеет отношения к спорту. Я не понимаю, как монополия, которая закупает спортсменам лекарства на государственные средства и выдает препараты нам на каждом сборе, может быть в итоге ни при чем".
Интересы Сергеевой тогда защищал спортивный юрист Артем Пацев. "Во время дела Сергеевой, мы считали, что ФМБА должны нести ответственность и обращались в суд в свое время по этому поводу, — отметил адвокат в разговоре с "РБК Спорт". — В агентстве заявили, что никакой ответственности у них в полномочиях нет и в их обязанности не входит проверять выдаваемые спортсменам препараты на наличие запрещенных в спорте веществ. Нам еще тогда это показалось странным".
По мнению Пацева, ситуация с Казелиным в очередной раз показала, что в ФМБА отсутствует контроль за распространяемыми в сборной препаратами. "Загрязненный допингом препарат — это следствие отсутствия какого-либо контроля со стороны ФМБА за приобретаемыми и распространяемыми среди спортсменов элитного уровня какими-то биологическими добавками. Они не проверяют препараты, а загрязнить их можно где угодно", — сказал Пацев.
Сергееева была не единственным представителем России, дисквалифицированным в ходе Игр-2018 из-за допинга. В пробах керлингиста Александра Крушельницкого нашли мельдоний. До сих пор не выяснено, как запрещенное вещество попало в организм спортсмена, который находился в составе сборной в Южной Корее и чье питание контролировалось. При этом все предыдущие пробы были чистыми.
Также нет ясности и в допинг-скандале с участием российской фигуристки Камилы Валиевой, о чьем проваленном допинг-тесте стало известно на Олимпиаде-2022. В декабрьской допинг-пробе спортсменки тоже был триметазидин в малых дозах. При этом все пробы до и после дали отрицательный результат.