Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Основные цели и задачи нашего спортивного движения это: здоровье нации, массовость, высокие спортивные достижения и подготовка спортивного резерва. В основе всего лежит система соревнований.
Я не случайно выделил систему соревнований, так как считаю отраслевой спортивный календарь хребтом всего спортивного движения.
Таким образом, определены цели и задачи, и основная движущая сила. А среди вышеперечисленных целей, естественно, здоровье нации является приоритетной.
И здесь необходимо отдать должное руководству нашей страны, которое за последние годы приняло ряд очень важных документов в этом направлении, которые сразу нашли понимание на местах. Лозунг "Спорт - норма жизни" органично вписался в настроение населения страны. Понятно, что именно эти решения должны сработать положительно и для здоровья нации.
Базовым механизмом этого положительного движения являются государственные спортивные организации в субъектах РФ. Именно там еще крепко "сидит" дух патриотизма и ответственности спортивных руководителей за свою работу. Вот на этом благоприятном фундаменте, пока не поздно, нужно выстраивать национальную систему соревнований (конечно, на базе Спартакиады народов России).
Я уже об этом писал неоднократно, но в Минспорта РФ и ОКР на эту тему продолжают хранить молчание. При этом, направо и налево предлагаются новые затратные, как в организационном так и в финансовом отношении, неапробированные идеи и проекты.
Замучаемся внедрять их в практику. Пройдет время и эти чуждые нам идеи "погаснут", так и не успев "прижиться в народе".
И крайних не будет. А на вопрос "кто это затеял?" ответ будет, как у Райкина: "Мы". Или сошлются на инстанции. А идеи ни чьи. Деньги государственные. И концы в воду. Неужели не ясно, что без национальной традиционной системы в перспективе нам ничего не светит.
То, что "не светит" уже доказано на практике - после развала СССР.
Именно игнорирование отечественных традиций в национальном спортивном движении стало одной из основных причин резкого снижения наших спортивных результатов на международной арене.
Подтверждение этому - провалы на играх олимпиад в Ванкувере и Лондоне. А затем, после фантастического взлета на зимней Олимпиаде в Сочи, худший результат в истории зимних игр (13 место) в Корее и четвёртое на летних играх в Рио-де-Жанейро. Пятое место на летних и девятое на зимних играх в Пекине. Почему такие взлёты и падения?
Ответ однозначен. Серьёзные проблемы в системе управления: поверхностный контроль и отсутствие четкого разграничения обязанностей между государственными и общественными спортивными структурами.
А самое неприятное, что это не новость. Все эти проблемы известны.
На первый взгляд, на государственном уровне чиновники тоже не дремлют и принимают не мало документов по вопросам улучшения организации спортивного движения. Кстати, хочу подчеркнуть то, что в инстанциях зачем-то вошло в практику принятие документов, подменяющих функции Минспорта РФ. Но, тем не менее, на практике все вышеназванные мною проблемы по-прежнему доминируют. Именно практическая деятельность и взаимодействие является камнем преткновения в работе.
Яркий пример - это многолетние проблемы в деятельности федеральных центров "Снежинка" в г. Чайковском и "Русские горки" в г. Сочи. Куча переписки за последние почти восемь лет и никакого толку. А ведь именно в этих центрах - перспектива развития прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья в России. Здесь по-прежнему нет спортивных школ. Подчеркиваю, нет спортивных школ в уникальных спортивных центрах, специально построенных государством для развития прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья в России. А ведь все это было заложено в планах с момента их образования.
Да и в целом, в работе спортивных школ и отделений в России немало проблем, без решения которых невозможно дальнейшее развитие наших видов спорта. Пять лет идет бессмысленная переписка о проблемах в стандартах по возрастному цензу при приеме в спортшколы. Без каких-либо квалифицированных аргументов игнорируется мнение представителей спортшкол и естественно Федерации.
Или, зачем иметь большое количество сотрудников при Федеральном центре подготовки спортивного резерва, если они не могут своевременно анализировать и отвечать на вопрос: "Почему за последние 3-и года в спортивных школах и отделениях по прыжкам на лыжах с трамплина снизилось количество занимающихся и тренеров аж на 25%?".
И не бьют тревогу. Ведь, если бы система управления работала нормально, то для этого достаточно нажатия нескольких клавиш компьютера, чтобы определить причины и выдать рекомендации.
А вот теперь давайте попытаемся подвести итог обозначенных проблем, касающихся наших видов спорта.
Федеральные центры не работают на Россию. Проблемы в стандартах!. Устойчивая тенденция снижения занимающихся в спортшколах и тренеров. И естественно возникает вопрос: "Кто за эти пробелы несёт персональную ответственность?". Отвечаю. В Федерации "Я"! "А кто персонально в Минспорта РФ?". Если ответа не будет, значит не существует никакой системы управления.
В своей книге "Зрячий видит за бугром" я разместил фото наших спортивных руководителей Д. Чернышенко и О. Матыцина с надписью: "В нашей стране у руля стоят два опытных спортивных руководителя, от которых зависит ход дальнейшего развития нашего спортивного движения".
Именно они сегодня располагают всеми полномочиями и возможностями для создания современной системы управления, которая должна привести всех в чувство и заставить работать на современном уровне.
ЭТО И ЯВЛЯЕТСЯ НА СЕГОДНЯ ГЛАВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ.
А, что необходимо в этом направлении сделать, и как внедрить в практику – об этом я подробно изложил в своих публикациях и книгах на эту тему.
С уважением, Владимир Славский,
Вице президент Федерации по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России, член Союза журналистов России