Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Да еще под страхом ковида. И в этой коварной ситуации, накрывшей пекинскую Олимпиаду густым туманом пандемии, на пятый ее день вдруг объявился г-н Дик Паунд с явным намерением посеять на поле привычной для него неприязни к нашему спорту очередной негатив. Тем более, что мы сами взрастили семена для этого на другом поле – ледовом. По чьей-то злой воле (по чьей – предстоит еще выяснить), своей халатностью, безалаберностью, пустив важный процесс фактически на самотек.
Понятно, о чем и о ком речь, и нет смысла пересказывать весь ход событий, взбудораживших, поставивших едва ли не всю Олимпиаду, все главные организации мирового, олимпийского спорта на дыбы, да и вопросы, на которые нет ответов по свежим следам (и когда будут?), заданы соответствующие. Скажем: а что до 25-го декабря, когда были взяты официальные пробы, в канун важнейшего отборочного турнира к Играм не было ежедневного медицинского контроля, кто-то же за это отвечал? И в Москве на заключительных тренировках, и в Питере в ходе уже самого чемпионата.
Или, скажем, по доставке в шведскую столицу - 20 дней? И это при наличии разных способов, включая даже диппочту или с нарочным под расписку.
И как это вдруг случилось, что разом заболели ковидом все сотрудники Стокгольмской лаборатории - оттого, мол, затяжка с проверкой и выдачей результатов прямо перед стартом турнира фигуристов? Безусловно, они были осведомлены (пусть сейчас не прикидываются простачками, бедными овечками), что это важнейший проверочный биоматериал, даже если при отправке по чьему-то недосмотру он не был обозначен как приоритетный.
Крамольная мысль: не специально ли это сделано? И мы вправе предъявить самые строгие претензии лаборатории, вплоть до судебного разбирательства, такое нельзя прощать. Хорошо, что CAS помимо других принял и сей факт во внимание, посчитав его крайне важным в разрешении вопроса с допуском. Редкий случай – CAS оказался на нашей стороне – вопреки бьющему через край критическому пылу и возражениям WADA, ISU, МОК, естественно, из-за океана. Они точно не успокоятся, и предстоит, пожалуй, долгая тяжба, которая покажет, насколько сильны и авторитетны сегодня позиции ОКР и Минспорта в мировом спортивном и олимпийском движении. Ранее, к сожалению, в иных обстоятельствах, когда нападки на отечественный спорт, в частности на легкую и тяжелую атлетику, биатлон, больно били по его репутации, мы далеко не всегда выглядели убедительно в отстаивании своих интересов.
Посмотрим, какая реакция будет сейчас на Заявление ОКР о том, что результаты командного турнира фигуристов на Олимпийских играх 2022 в Пекине пересмотру не подлежат. Что же до личного первенства, жесткий психологический прессинг, обрушившийся на хрупкие девичьи плечи Камилы Валиевой, чья роль первой скрипки в победе нашей золотой команды неоспорима, не мог в итоге не сказаться в минувший четверг на льду пекинского дворца спорта, хотя Камила, как могла, отважно сопротивлялась.
Здесь ставлю точку, ибо дальше намерен затронуть совсем иную тему, связанную с осмыслением будущей ситуации, которая может ждать наш спорт. И не тактически, а стратегически. Для чего надо вернуться назад, и начну с того, что вновь упомяну г-на Ричарда Паунда. Однажды он "заступился" за нас, когда из-за попадания в доказанную глубокую допинговую яму нам грозила четырехлетняя дисквалификация. РУСАДА тогда, в декабре 2019 года, не согласилась с выводами WADA, подкрепленными еще требованием к нашему агентству выплатить весьма солидную сумму. И тогда никто иной, как этот канадский функционер, кстати, первый руководитель WADA, высказался в том плане, что все наши протесты – бесполезная трата времени и денег, признайтесь, согласитесь – сэкономите немалые средства. Да и "приговор" в итоге может оказаться мягче – все-таки никто не сомневается, что Россия – мощная спортивная держава.
Не прислушались. А дело затянулось еще на целый год и грозило охватить дисквалификацией со всеми известными сопутствующими неприятными требованиями не только Игры в Токио и нынешние в Пекине, но и Париж-2024.
В нервном напряжении весь этот год ожидалось решение Спортивного арбитражного суда (CAS), его объявление несколько раз переносилось по срокам с ссылкой на различные причины. Неужели вердикт охватит весь этот четырехлетний срок, равный полному олимпийскому циклу? Действительно, тогда все не ограничится японской и китайской столицами, а захватит еще и французскую. Слава богу, тогда, пожалуй, впервые CAS проявил объективность по отношению к нам, и всё обошлось милостивой двухлетней дисквалификацией до 16 декабря 2022 года, вынесенной тройкой судей на 186 страницах.
Олимпийский Токио даже с переносом на год не вписался по срокам в наше участие в Играх минувшим летом под родным российским флагом и возможностью слышать российский гимн.
А вот если бы Пекин перенесли бы на год, тогда…
Как говорится, если бы да кабы… И все же - если бы из-за пандемии подобное случилось.
Это сейчас Елена Валерьевна Вяльбе испытывает огромную радость от блестящего выступления своих подопечных лыжников. А накануне Игр не все было так безоблачно, и сама она была в несколько ином настроении, когда, оценивая серьезное положение с коронавирусом, заявила, что "Хороших Олимпийских игр в Пекине не будет. Похоже, что удачей будет просто приехать в Китай (надо понимать – живым и здоровым). Все мысли сводятся к тому, чтобы ПЦР-тесты спортсменов оказались отрицательными. Лучше было бы отложить Олимпиаду на год в надежде на улучшение ситуации. А так – не Олимпиада, а ковидные Игры…"
Это ее авторитетное мнение исходило не только как от президента Федерации лыжных гонок России (ФЛГР), Елена Валерьевна со своими многочисленными заслугами ведь еще состоит в руководстве Международной федерации лыжного спорта (FIS).
Кстати, Вяльбе была не одна со своими обоснованными сомнениями. В целесообразности проводить турнир хоккеистов без игроков НХЛ в составах сборных, что скажется на уменьшении интереса к нему, усомнился главный тренер россиян Алексей Жамнов. А экс-президент Союза биатлонистов России, четырехкратный чемпион мира Владимир Драчев в интервью РИА Новости подчеркнул, что Олимпиада теряет спортивный принцип, со спортивной точки зрения это соревнование полубольных и тех, кто еще не заразился, кто еще не заболел, а без зрителей на трибунах она вообще не имеет смысла.
В самом деле, по срокам между Пекином и Токио было около полугода, а между Паралимпиадами (не забудем и о них) и того меньше, и понятно было всем, включая самих организаторов, что за такой короткий период никто не справится с этой напастью, обрушившейся на весь мир, что нет никакой уверенности, что в 2022 году с ней будет покончено.
Действительно, сводки с фронта борьбы с пандемией одна за другой приносили сообщения о том, что проклятый ковид вывел из борьбы не одного реального претендента на медали, включая и спортсменов нашей делегации, вынужденной выступать, как и в Токио, под названием ROC, именно так, без расшифровки – Олимпийский комитет России, ибо на национальную символику, на обозначение матушки России было наложено строгое табу, как и на исполнении родного гимна. И попробуй в информационном поле, освещая Игры, отойди от грозного предупреждения МОК – лишишься аккредитации. Неприятно было видеть на голубых экранах это "НАШИ" при показе результатов либо расписания соревнований.
Вот здесь подвожу к тому, что для нас, для России, будь Игры перенесены на 2023 год, ГЛАВНЫМ стало бы то, что мы выступили бы в них под своим родным стягом и слышали бы в честь побед наших спортсменов свой родной гимн. То есть, если более торжественно по такому случаю: на церемонии открытия Владимир Владимирович Путин из ложи почетных гостей приветствовал бы делегацию с флагом России в руках знаменосцев. Не трудно представить в этом момент настроение в самой колонне спортсменов – глава государства, вот он вместе с ними... Так было не раз в отмечающемся в нынешнем году 70-летии участия советских/российских спортсменов в Олимпийских играх (1952-2022), принесших столько ярких достижений!
Правда, олимпийский чемпион Алексей Ягудин предпочел бы и ныне на олимпийских аренах Пекина видеть наш флаг и слышать наш гимн, о чем он заявил в своей петиции в канун Игр. Естественно, не только он и те, кто подписался под ней. Однако в данном случае не стоило будоражить спортивный мир не до конца продуманными действиями, не забывая, что WADA настойчиво требовало для нас четырехлетней дисквалификации и имело на то определенное основание, и по сей день "точит зуб" на CAS, который скостил срок вдвое.
Сия структура, непонятно по какому праву, давно претендует на то, чтобы, судя по всему, едва ли не подмять под себя своими правилами и установками мировое спортивное и олимпийское движения и преуспевает в этом. К сожалению, она сохраняет еще рычаги воздействия и на возможность продления нашей дисквалификации и готова вернуться к этому в любой момент, так что нам нельзя давать ни малейшего повода воспользоваться ими. Напомню, на кону стоит важнейшая проблема возвращения РУСАДА статуса соответствия Всемирному антидопинговому кодексу.
К сожалению, сейчас в Пекине случилось то, что случилось. Господа из МОК, WADA, ISU - вы довольны, вы счастливы победой над 15-летним ребенком? WADA естественно, тут же ухватилось за это: мол, мы по-прежнему слабо ведем борьбу с допингом. Ну и как здесь обойтись без г-на Паунда. Мало ему легкой атлетики, пребывающей по его прихоти в опале уже седьмой год, так теперь он призывает Россию пропустить несколько Олимпийских игр, чтобы взять ситуацию с допингом под контроль. И кто поможет нам в этом? Конечно, сам г-н Паунд. Понятно, как ухватились за эту "идею" немалое количество наших недоброжелателей. Так что предстоят очередные раунды серьезной борьбы за восстановление прежнего высокого престижа отечественного спорта. В условиях, когда вряд ли нам ждать каких-то заметных изменений в отношениях от организаций, которые, по их мнению, вершат судьбами мирового спорта. Среди них, как ни огорчительно, и МОК, давно требующая реорганизации, о чем неоднократно подчеркивалось на платформе "Российского стадиона".
Однако вернемся к реалиям – пекинская Олимпиада состоялась! Может, из-за особых условий проведения соревнований и строжайших правил пребывания, лишения участников привычной радости олимпийского бытия, заложенного Олимпийской хартией, в самой сути Олимпийских игр, она не полностью отвечать статусу всемирного праздника спорта, тем не менее, удивила инфраструктурой, поразивших всех избытком умных роботов и еще многого другого из мира высоких технологий.
Конечно, хотелось видеть более увлекательным хоккейный турнир, но без участия профессионалов из НХЛ, мягко говоря, подобного не произошло. Что же касается оправдания названия заголовка материала, то тому примеров немало и, к сожалению, злой рок преследовал и российских спортсменов, вспомните хотя бы роковые выстрелы биатлонистов, лишившие их медалей, в том числе и золотых. Трагедия, не только личная, нашей блестящей юной фигуристки разве не из этого ряда?
Но это его величество спорт со всеми его радостями и огорчениями, приобретениями и потерями, которых (потерь) хотелось бы, конечно, избежать, обойтись без роковых обстоятельств. Зато чаще бы восхищаться такими достижениями, как пятью четверными прыжками, впервые исполненными Александрой Трусовой в официальных турнирах, победами Анны Щербаковой, Александра Большунова, в мужской и женской лыжной эстафетах, опять же командным олимпийским золотом наших фигуристов, где блистала ярчайшее дарование на все времена по имени Камила Валиева.
Как и чтобы ни говорили, за эти дни благодаря телевизионной картинке мы сполна ощутили дыхание пекинской Олимпиады, и теперь ждем приближение парижской с надеждой и уверенностью увидеть там российскую делегацию без всяких ограничений в правах.