Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Эксперт "Российского Стадиона" Владимир Славский в который раз возвращается к теме несовершенства системы управления в спортивной отрасли России.
Тему совершенствования системы управления я поднимаю давно, так как считаю, что СИСТЕМА является душой любого дела.
Первая моя статья на эту тему была опубликована еще 29 октября 2009 года, в ней были высказаны две основные мысли, объединённые в один общий посыл: "Единой системы управления в стране до сих пор нет. И, надо ее, как можно быстрее, создавать".
Особенно хочу подчеркнуть, что все мои публикации по теме дополняют друг друга. И еще, в них изложены конкретные предложения, которые на мой взгляд необходимо реализовывать для достижения поставленной цели – построения эффективной системы управления отраслью физической культуры и спорта в России.
А вот сможем ли мы решить эту задачу?
В этом я лично начинаю сомневаться, так как в нашем, экспертном сообществе формируется уже мнение о том, что "НИКОМУ НИЧЕГО НЕ НУЖНО".
Если проследить современную историю развития отечественного спорта, то можно сказать, что его путь был очень сложным и очень своеобразным. Сложным из-за того, что после развала СССР рухнула существовавшая система управления.
А своеобразность заключается в том, что, не смотря на огромные трудности в стране, наше спортивное движение на протяжении всего этого сложного периода имело и имеет до сих пор основательную поддержку на государственном уровне. И не просто поддержку, а я бы сказал особое отношение, которое выражается во всём.
Пожалуй, мы единственная страна в мире, где все спортивное движение находится на государственном обеспечении. Аппоненты могут сказать, что общественные спортивные организации независимы и имеют спонсоров. Это действительно так. Но и здесь только единичные федерации имеют возможность содержать себя, то есть свой аппарат.
А ведь вся база развития находится в субъектах, регионах и муниципалитетах.
И, как бы в подтверждение этому, Правительство РФ недавно утвердило новую государственную программу "Развитие физической культуры и спорта" на период до 2030 года. Наряду с программой "Спорт-норма жизни", в ней поставлены задачи и спорту высших достижений. Олимпийские команды России по этой программе должны вернуть себе место в первых тройках медальных зачетов и в зимних, и в летних видах спорта.
Если внимательно проанализировать этот документ и к нему прибавить постановления (многократные), ранее принятые руководством страны, то возникает убеждение в том, что "наверху" не просто отдают приоритет физкультурному и спортивному движению, но и объективно оценивают истинное положение дел, которое сегодня вызывает обоснованную тревогу.
И, как бы в подтверждении этого тезиса, в постановлении Правительства приводится перечень необходимых мер (как бы разжёвывается) и принципы контроля исполнения. Это тоже не случайно, так как сложилась положение, при котором спортивные структуры работают по принципу "Лебедь, Рак и Щука", а существующий Закон о спорте не просто внёс свою лепту, а вложил "весомый вклад" в формирование этой проблемы.
Чтобы меня не упрекнули в голословности, остановлюсь на положении дел в наших видах спорта.
После развала СССР встал принципиальный вопрос о существовании прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья, вообще.
В стране не было ни одного нормального лыжного трамплина и, естественно, какого-либо финансирования. Работали мы на "голом" энтузиазме и настойчиво пытались "пробить" вопросы строительства спортивной базы.
И только с образованием Министерства спорта РФ в стране были построены современные комплексы лыжных трамплинов в Чайковском и Нижнем Тагиле. А затем и в Сочи, под игры Олимпиады. Таким образом, был решён главный вопрос, который позволил нашим спортсменам начать готовится к серьезным стартам у себя дома и не тратить время на разъезды и валюту. И это был настоящий прорыв.
То есть, министерство вложило в развитие вида спорта миллиарды рублей, определило стратегию этого развития и обрисовало перспективу.
Так сложилось, что все комплексы были построены практически одновременно. Поэтому, изучив обстановку, мы обратились в министерство с предложениями по схеме их практического включения в работу, тем более, что два из них (в Сочи и Чайковском) находились в непосредственном федеральном подчинении, а в Нижнем Тагиле - под руководством Минспорта Свердловской области.
И вот с этого момента и началась семилетняя бумажная эпопея согласований и утверждений, которая длится до сегодняшнего дня.
Если выразить эту мысль кратко, то все наши предложения и просьбы по всем трём центрам, изложенные многократно и официально в письмах, на экспертных советах и на личных встречах с руководителями всех рангов, (подчёркиваю, на протяжении семи лет) повисали в воздухе.
В подтверждение сказанного, остановлюсь на примере ситуации в Федеральном центре по развитию зимних видов спорта "Снежинка" в Чайковском.
Парадокс, но один из самых лучших спортивных центров в мире не только не соответствует своему статусу но и практически не работает на Россию. Он даже не приносит пользы спортсменам Пермского края, которые в силу различных обстоятельств, в том числе и из-за непомерной арендной платы, не имеют возможности здесь тренироваться.
Удивительно, но город Чайковский, ставший для всех стран мира – от Германии до Америки и Японии, культивирующих прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье, Меккой не только для проведения (уже на протяжении 6-ти лет) Кубков мира и Гран-при, но и заложивший основы для проведения совместных сборов и обмена опытом. А для россиян здесь одни проблемы.
Вместо того, чтобы гордиться мировой славой здесь умудрились ликвидировать спортивную школу по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья и не собираются ее восстанавливать.
Юридически Федеральный центр является подразделением Чайковского Института физической культуры и спорта, но и предложения института, поддержанные нашей федерацией, также застряли в бумажной волоките на уровне Департаментов Минспорта.
А ведь Федеральный центр и спортивный Институт - это уникальный тандем, сочетающий в себе подготовку и переподготовку специалистов. Именно здесь уже давно созданы необходимые условия, подготовлены специалисты и оборудование для научно-методического обеспечения, как национальных сборных, так и олимпийского резерва России.
Вместо того, чтобы выехать на место, оказать помощь и скоординировать действия в этом направлении подразделения Минспорта демонстрируют свою руководящую роль, сочетающуюся с некоторой ревностью.
А если дальше рассматривать тему развития прыжков и лыжного двоеборья на базе Федерального центра в Пермском крае (для чего он и был создан), то здесь также все застряло на уровне Минспорта Пермского края. На словах "За", а на практике - все наоборот. Дело дошло до того, что вместо укрепления наших видов спорта в Чайковском были ликвидированы отделения СДЮШОР по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья, в которых работало 6 тренеров. А лидер прыжков, коренной пермяк Евгений Климов вынужден выступать то за Московскую область, то за Москву.
Парадокс - это самая корректная формулировка. Ведь в данном случае для решения сложившейся проблемы не надо никаких капитальных вложений или чрезвычайных мер. Обычная рутинная работа, которой никто не хочет заниматься. Контроль? Об этом даже спрашивать неприлично. Все спрятались в бессмысленной бумажной переписке.
Нам нужна конкретная помощь, а не бумажная волокита, в которой мы уже все погрязли.
Именно поэтому наша федерация в очередной раз просит Минспорта рассмотреть вопрос о работе Федерального центра и ряд предложений Института, в том числе и по созданию научно-методического центра непосредственно на базе ЧГИФК, и открытию училища олимпийского резерва. Ведь в правительственном постановлении не случайно подчёркнуто: "повышение научно-методического и информационно-аналитического обеспечения подготовки". "Повышения", а наши сборные команды основных составов (о резерве вообще нет речи) за последние десятилетия вообще не имели научно-методического обеспечения.
При этом, ЦСП также таких возможностей не имеет и вынужден отделываться закреплением за сборными командами, так называемых, аналитиков.
Также остро встает вопрос и о дальнейшем развитии зимних видов спорта непосредственно в Пермском крае, где уже давно заложены основательные традиции и уникальные условия, и не только в городах Чайковском и Перми, а и в регионе в целом. Именно здесь кроме Кубков мира по прыжкам и лыжному двоеборью в календарь ФИС включены и традиционные соревнования "Синяя птица" и "Рождественское турне".
И заканчивая эту статью, хочу подчеркнуть, что Россия на сегодня располагает всеми необходимыми условиями для развития прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья на самом современном уровне, но с учётом сложившихся обстоятельств нам необходима поддержка на государственном уровне, без которой нашей Федерации одной не справиться.
Необходимо также учитывать, что Олимпийская программа по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью от Олимпиады к Олимпиаде расширяется, и уже в ближайшее время будут разыгрываться 12 комплектов наград.
Вот где серьезный резерв для выполнения Правительственной задачи по попаданию России в зачетную тройку.
вице- президент по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России