Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Тренер по фигурному катанию Инна Гончаренко, которая год назад ушла из ЦСКА, а фактически – из профессии, в творческий отпуск, поделилась впечатлениями от соревнований в женском одиночном катании на чемпионате Европы в Минске.
- В этом сезоне вы впервые за много лет получили возможность наблюдать за выступлениями фигуристов как зритель. Каковы впечатления?
- Мне и раньше было интересно смотреть, как спортсмены катаются на том же чемпионате Европы. Просто обычно не было возможности следить за соревнованиями от начала и до конца. В этом году честно все посмотрела. Было скучновато. Без особых сюрпризов.
- То есть, иначе говоря, вы заранее ожидали, что главный российский фаворит турнира Алина Загитова проиграет эти соревнования так же, как проиграла Финал Гран-при и чемпионат России?
- Я, конечно, надеялась, что Алина сумеет собраться и проявит свои бойцовские качества. Но мысль, что это постолимпийский сезон, в голове все-таки сидела. Психологическая усталость, которая сваливается на человека после Олимпийских игр, меньше чем за год не проходит. От нее очень трудно избавиться. Плюс на чемпионате Европы было очень много зрителей. С одной стороны, это приятно. С другой, когда есть большое скопление народа, начинает сильно чувствоваться энергетическое давление, от которого, стоя на льду, никуда не денешься. Это надо очень любить, получать от этого заряд, как говорится.
- Как любила ваша самая знаменитая ученица Лена Радионова?
- Да. Лена всегда воспринимала публику как источник энергии, как батарейки. Получала от этого колоссальную подпитку, радость, кураж. Но далеко не все фигуристы на это способны. Когда ты не готов выступать, публика начинает действовать в минус, начинает давить на спортсмена, как бетонная плита. Это, в свою очередь, вызывает кучу сомнений внутри.
- Меня удивило другое. И на Финале Гран-при, и на чемпионате России, и на чемпионате Европы Загитова очень хорошо выглядела на тренировках. Получается, отсоревновалась раньше времени, перегорела? Возможен такой вариант?
- Очень сложно вывести спортсмена на пик его возможностей в нужное время. Если бы существовала общая формула, какое-то золотое правило… Но такой формулы нет даже в том случае, если речь идет об одном и том же спортсмене. Один раз получается правильно подвести его к старту, в другой раз делаешь все то же самое, а результата нет. К тому же Загитова, как и многие другие спортсмены, пришла в группу своих нынешних тренеров не в четырехлетнем возрасте. У нее уже была сформирована техника, не всегда правильная. Чему-то пришлось учиться заново. А в состоянии стресса у фигуриста всегда что-то вылезает: какие-то старые ошибки, старые сомнения. Психологическая постолимпийская ситуация могла все это только усилить. Плюс Алина формируется, растет. Но даже сейчас у нее еще не взрослое тело.
- После неудачного выступления Загитовой в Минске я прочитала в соцсетях пугающий комментарий: "Эта куколка сломалась, несите следующую".
- Соглашусь разве что с тем, что это симпатичная куколка, которая всех радовала, и, надеюсь, будет продолжать радовать. Все остальное – глупости. Завидовать надо молча.
- То есть всем нам нужно просто смириться с тем, что нынешнее женское одиночное катание становится очень кратковременным и скоропортящимся?
- Это зависит от целого ряда вещей. Если мир хочет восхищаться четверными прыжками в женском исполнении, значит, будет так, как это происходит сейчас. Будут ранние девочки, натасканные на прыжки, будет жесткая конкуренция: "Не прыгаешь? Пошел вон!" Если же в фигурном катании произойдет переосмысление, переориентировка на развитие других компонентов, значит, что-то пойдет по-другому.
- Сторонницей какого подхода являетесь вы сами?
- Считаю, что фигурное катание должно быть все-таки частью искусства, а не жесткой китайской гимнастикой, где на помост выходят китайские девчушки, которым по документам 17-18 лет, а на вид немногим больше десяти. Маленькие тельца, детские личики. Творят на ковре что-то чумовое и исчезают бесследно. А на следующий сезон подтягивается новая гвардия.
- И самое большое везение заключается в том, чтобы вовремя родиться, как родилась Загитова.
- Да, безусловно. Но Алине, согласитесь, повезло и в том, что она попала к Этери Тутберидзе. Не думаю, что со своим годом рождения, будучи в других руках, она была бы там, где оказалась на Олимпиаде. А Этери, имея в руках такой материал, очень грамотно всё просчитала. С чем, собственно говоря, тренерский штаб можно только поздравить.