Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Олимпийская чемпионка в велоспорте на шоссе Зульфия Забирова рассказала о появлении женского Мирового тура в календаре Международного союза велосипедистов, подготовке к олимпийскому сезону, своем видении развития велоспорта в России и Казахстане, а также вспомнила о временах, когда женский велоспорт был еще в новинку.
- Зульфия, что изменилось в связи с созданием женского Мирового тура?
- Особых изменений не произошло. Просто больше очков разыгрывается, гонки практически остались те же самые. Так что пока это просто новое название и автоматические приглашения на эти гонки для ряда команд. Но приятно, что UCI хочет привлечь больше внимания к женскому велоспорту со стороны спонсоров и со стороны организаторов - к качеству проведения соревнований. Год, конечно, будет пробный, UCI хочет подтянуть команды, которые ниже по уровню. Я только за, хотя некоторым, конечно, тяжеловато - тем, которые не попали в двадцатку лучших и лишились автоматического приглашения на гонки Мирового тура. Мне, в принципе, идея с Мировым туром нравится, посмотрим, приживется ли эта система.
- Хорошо ведь само по себе, что какая-то система есть?
- Конечно. Брайан Куксон и нынешний UCI проявляют гораздо больше внимания к женскому велоспорту, чем это было до этого. Правда, вопрос по призовым на уровне мужских гонок пока так и не решен, хотя много об этом говорилось.
Что мне лично нравится - стали появляться гонки в рамках мужских соревнований. Мужчины едут "Тур де Франс", а перед последним этапом на "Туре" проводится женская гонка. И такой у нее высокий уровень! В прошлом году мы туда не попали, но в этом у нас уже есть приглашение.
- Мировой тур у женщин открывает "Страде Бьянке", тоже гонка из разряда модных, ее мужской вариант очень любят болельщики.
- Очень серьезная гонка, ее проводит RCS - та же компания, которая занимается организацией "Джиро", "Милан - Сан-Ремо"... В прошлом году ехала эту гонку в машине - очень здорово все было организовано. Вообще, когда самые популярные гонки проводятся и в мужском, и в женском формате, это помогает женскому велоспорту. Взять ту же "Флэш Валлонь", например. Раньше у нас была и "Сан-Ремо"! Нужно добиться, чтобы ее вернули! Не так дорого бы это обошлось, если проводить вдобавок к мужской в те же сроки и женскую. Нужно подкидывать идеи UCI, мне кажется, они с радостью воспримут и возьмут их в разработку. Вообще, гонок появляется много, даже появились гонки в Израиле. Жаль, что в России гонки отменили, они были у нас в календаре на сезон.
- Этот сезон особенный, олимпийский. Наверное, непросто планировать гоночный календарь в олимпийский год?
- Безусловно. Мой первый фокус - это казахстанские гонщицы, их подготовка. Я взяла эту ответственность на себя, но чтобы добиться результата, нужно время. С россиянками сейчас намного легче. Могу сказать, что благодаря министерству спорта россиянки провели хорошую подготовку зимой, были на югах, все выкатанные. Теперь им нужно удержать три завоеванных квоты, к тому же включается Ольга Забелинская - может вернуться к гонкам после 28 февраля.
С российским гостренером мы все обсудили, чтобы не было у нас накладок в интересах - ведь нельзя заявить одну и ту же гонщицу за сборную и клуб на одну гонку согласно правилам UCI. Так что расставляем приоритеты, олимпийский год очень важен для всех, каждый хочет попасть на Олимпиаду. Российским гонщицам у нас в клубе все предоставлено в плане подготовки, посмотрим, как в итоге все для них сложится.
- Как оцениваете шансы Ольги Забелинской вернуться на высокий уровень?
- По мне, так она самая сильная российская гонщица на шоссе на данный момент времени, пусть два года она и была вне соревнований, но тем не менее. Я видела, как она тренируется на Кипре. Посмотри в глаза гонщице - и все увидишь, с каким желанием она тренируется, какая у нее мотивация. Если все сложится хорошо в плане подготовки, она может хорошо проявить себя на Олимпиаде. Там будет трасса под "горняков", а она может в гору хорошо ехать.
- Вообще, как вам олимпийская трасса?
- Думаю, там выиграет человек, который может атаковать, атаковать и еще раз атаковать в гору... Если даже Марианна Вос сейчас вернется на прежний уровень после всех ее проблем со здоровьем, ей будет непросто на этой трассе. Думаю, выиграет какая-то "горнячка" из разряда (Мара) Абботт, горная гонщица, которая умеет финишировать из маленькой группы. Мечтаю поехать туда, к сожалению, уже не в качестве спортсменки (смеется).
- Многие требуют больших результатов от российского велоспорта, чем они были в последние годы. У вас есть свое видение ситуации?
- Вот мы с вами говорим о том, что результат мог бы быть и лучше, но две медали в Лондоне на шоссе у России были! Вы знаете, в случае с Россией за успехом спортсмена, кроме всего прочего, всегда стоит какая-то личная история преодоления. Появляется кто-то талантливый, идет до конца, добивается успеха. А это о чем говорит - нужно больше внимания уделять массовому спорту и детскому. Вот тогда будет результат выше. Понимаю, сейчас всем очень непросто, тяжелая финансовая ситуация, в Казахстане тоже, да и в мире много команд закрывается, но все мы боремся.
Я еще выступаю за то, чтобы не зацикливаться на одной системе, на одном подходе, на одной программе, мир не стоит на месте, нужно пробовать другие методики. И искать таланты нужно, нужно возить юниорок на большее количество соревнований. Итальянцам тоже сложно, но у них в стране очень много гонок совместно с первой командой, поэтому постоянно появляются новые имена. Новые условия, новые международные гонки - вот тогда все будет, будет постоянный приток новых кадров, которые нужно постоянно опробовать за границей. Понимаю, что все это стоит денег, но надо как-то договариваться с организаторами, искать...
- Как насчет прогноза на Олимпиаду?
- Олимпийские игры - это единственное соревнование, когда много людей хорошо готовы, но зачастую все решают детали. Некоторые просто за сутки сгорают, а другие спокойно реагируют на ту же ситуацию и становятся чемпионами. Нужно просто хорошо провести одну гонку - оказаться в нужное время в нужном месте, и тогда все возможно для тебя. В этом вся прелесть спорта. На Олимпийских играх выигрывают мастерство и люди с железными нервами.
Я думаю, у россиян есть шанс и в мужских гонках, и в женских на Олимпиаде. Про трек я даже не говорю - там очень хорошая команда. Так что медали в велоспорте в Рио у России будут.
- Вы были специалисткой в "разделке". Нет ощущения, что в современных реалиях не так чтобы все жаждут ей заниматься?
- Согласна. Это вообще очень тяжелый вид. У человека должен быть хороший "мотор", который нужно вытренировать, нужно постоянно поддерживать его в хорошей форме, беречь эту "разделку". Как правило, "раздельщики" - это таланты, которые постоянно работают над собой, которые постоянно "собирают" себя. Психологически это тоже совершенно особенные люди. Иногда такие чудеса случаются! На спусках я была не самой лучшей, а когда ехала "разделку", это совершенно выключалось, выходила на скорость 80-90 км/ч. Сама не верила. От настроя вообще зависит многое.
- Как-то Брэдли Уиггинс сказал, что "раздельщики" по-своему слегка сумасшедшие люди.
- Наверное. Перед стартами к большинству из них лучше не подходить. В этот момент идет процесс внутреннего программирования. Он, собственно, весь год идет, поэтому никогда нельзя позволить себе лишнего. Ну, если только заболеешь, можно в какой-то момент выйти из этого внутреннего плана, а так - почти никогда. Мой тренер всегда находил такое тихое место, чтобы поставить мне велосипед для подготовки к гонке, чтобы никто меня не трогал, чтобы не сбить вот этот самый настрой. Это такая скорость, такая работа, не каждый психологически выдержит.
- Тут UCI взялся тестировать смешанные виды программы. Как к этому относитесь?
- Почему нет? Нужно только найти приемлемый вариант. В маунтинбайке мне эстафета нравится. Но вот я против женщин в мэдисоне, например. Выглядит это очень опасно, по крайней мере, пока. Масса падений, даже наблюдать за этим страшно.
- Как насчет смешанной командной гонки на шоссе? Понятно, что скорость там в этом случае будет "женская".
- Ну, чуть выше женской, правильно. Хотя все равно может получиться интересно. Я думаю, у "Астаны" были бы очень хорошие результаты в такой гонке (смеется).
- Как, кстати, в ваши времена относились к женщинам, которые ушли с головой в велоспорт?
- Ой, когда я училась, никто вообще не понимал, зачем я хожу в этой странной облегающей одежде. Я немножко стеснялась - и выходить на публику в таком виде, загара по шортам тоже стеснялась. Еще все ругались, что я ходила в болоневых штанах. А я одевалась так, чтобы потом сразу пойти на тренировку. Смеялись надо мной, что говорить. Но я пережила, кто бы как ни шутил, я старалась не обращать внимания, шла вперед, к своей цели, а они, кто смеялся, наверное, до сих пор сидят где-то там и еще над кем-нибудь смеются.
- А мужчины не забывают относиться к гонщицам как к женщинам?
- Когда только начинала – безусловно, было много внимания. На сборах в праздник 8 Марта особенно это чувствовалось, и мужская команда в целом к нам по-другому относилась. А сейчас в 2016 году такого уже нет, смотрю за тем, как относятся к девчонкам - как к профессионалам прежде всего. Даже 8 марта мы сейчас больше говорим о спорте, а не о празднике. Сейчас его вообще отметить некогда - собрались, разбежались, сейчас к нам в большей степени относятся как к рабочим. Внимание, оно есть, но сейчас его намного меньше.
- Вы сами как относитесь к не самым женским видам спорта. К женскому боксу, например?
- Мне кажется, каждый волен заниматься тем видом спорта, которым хочет заниматься. Пусть будут женский футбол, женский хоккей, женская борьба. Все что угодно! В конце концов, над мужским балетом мы не смеемся!