Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, председатель комиссии по физической культуре и популяризации здорового образа жизни Общественной палаты РФ Ирина Винер-Усманова:
Министр образования и науки России Ольга Юрьевна Васильева на днях выступила с предложением заменить один из часов физкультуры в школах на урок ритмики.
Что касается содержания предмета "Физическая культура", то оно должно включать в себя огромное разнообразие средств, направленных на решение разносторонних задач обучения и воспитания детей. Однако необходимо помнить, что все это должно осуществляться в соответствии с сенситивными периодами развития детей.
Теперь пора подумать о содержании урока. Это очень важный и очень своевременный посыл, так как запрос общества – воспитать здоровое поколение. А общество, которое взаимодействует с образованием, это, прежде всего, родители.
Ситуация сегодняшнего дня тревожит не только родителей. Если в своем выступлении на Госсовете по вопросам внедрения ВФСК ГТО в 2014 году Президент нашей страны отмечал, что "в 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания, у половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, у 30% нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, до 40% призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физподготовки военнослужащих", то за последнее время заболевание опорно-двигательной системы стало одним из самых распространенных заболеваний. По статистике за последние 5 лет количество людей с заболеванием опорно-двигательного аппарата увеличилось: дети - 22%, подростки - 47%.
Предмет "Физическая культура", как и любой школьный предмет, должен иметь программу, в которой определен тематический и поурочный план. Урок физической культуры – это не досуг, а образовательный предмет. И если урок не интересен, значит, педагог не смог сделать урок интересным. Такие неинтересные уроки могут быть в любой другой предметной области, все зависит от учителя.
Но, что я знаю наверняка, это то, что содержание предмета должно быть научно обосновано и соответствовать возрастной категории обучающихся.
Так, в дошкольном и начальном образовании базой физической культуры должна стать гимнастика. Гимнастика – средство оздоровления, инструмент формирования опорно-двигательного аппарата, правильного развития костной системы.
В международном гимнастическом сообществе (FIG) не все направления развиваются как виды спорта, есть направления общей гимнастики, которая и служит для популяризации общефизического развития. Во всем мире методики российской гимнастики признаны лучшими, и в нашей российской действительности разработаны образовательные преемственные программы по физической культуре с использованием гимнастики: для дошкольного образования - "Основы физического воспитания в дошкольном детстве"; для начального образования - "Физическая культура. Гимнастика"; для дополнительного образования "Гармоничное развитие детей средствами гимнастики". Эти программы рекомендованы Министерством образования и науки РФ, обеспечены программами повышения квалификации педагогов и специалистов физической культуры и подкреплены учебно-методическим комплектом.
Программы включают изучение техники выполнения упражнений гимнастики: общеразвивающих, акробатических, танцевальных, элементов с предметами и позволяют решать те задачи физического развития, которые рекомендуются федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе эстетического воспитания. В гимнастическом мире ритмика – это все движения, выполняемые под музыку или ритмообразующий инструмент, позволяющие сформировать чувство ритма, музыкальности, навыки согласования движений с задаваемым ритмо-темповым рисунком.
И, конечно, я согласна с Ольгой Юрьевной, что детям с раннего возраста надо прививать чувство прекрасного. Ведь еще Платон говорил: "Боги подарили нам два вида искусства: гимнастику и музыку".
Министерство образования и науки России провело большую работу по созданию Концепции модернизации содержания предмета "Физическая культура. Гимнастика". Наши специалисты участвовали в этой работе, и мне кажется, что сейчас итоговая версия Концепции очень разумна и имеет научное обоснование.
18 октября в ОП РФ состоится круглый стол по вопросу модернизации предмета "Физическая культура", и мы пригласили министра образования и науки России на заседание, чтобы еще раз вместе убедиться в правильности выбранной стратегии развития физического воспитания в образовании, изложенной в Концепции.
В этой истории есть очень важное звено – педагоги, и государству необходимо, утвердив Концепцию, продумать систему обучения и повышения квалификации этого звена, чтобы в короткие сроки создать условия для реализации Концепции! Поверьте, педагоги и будущие педагоги физической культуры очень ждут этого.