Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Когда я впервые узнал о возможности войти в состав жюри по проекту Московского международного финансового центра, я сразу подумал о том, что мне нужно будет съездить в Сочи, где будут проходить Олимпийские Игры 2014.
Лучше всего было поехать туда после нашего январского заседания, как раз перед началом игр, однако после разысканий в интернете выяснилось, как я и ожидал, что все хорошие гостиницы уже заняты. Поэтому я решил ехать после первого заседания нашего жюри – 5-6 ноября.
Однако мои настроения изменились, когда я вышел из самолета в Москве и узнал, что Сбербанк, стоящий за проектом МФЦ, также является основным спонсором игр. Более того, на заседаниях жюри в Сбербанке я узнал о том, что мой коллега по жюри Станислав Кузнецов, заместитель председателя правления этого банка, курирует всю строительную деятельность банка в Красной Поляне, горном курорте, где будут проходить все лыжные соревнования (аналог Уистлера на Играх 2010)
До поездки в Россию мне было тяжело понять особенности расположения Сочи и олимпийских объектов. В Википедии говорится, что Сочи, с населением в 345 000 человек, занимает очень большую площадь и считается самым протяженным городом Европы – 145 км с севера на юг. Сочи стоит на Черном море, климат субтропический.
Сочи и Адлер связаны между собой очень загруженной дорогой, которая идет вдоль моря. Однако, если верить Википедии, к Олимпиаде в Сочи построили легкое метро средней пропускной способности. Это позволит связать Олимпийскую деревню, Сочинский международный аэропорт, два крупных железнодорожных вокзала Северо-Кавказской железной дороги, центр Сочи и горнолыжный объект в Красной Поляне.
Приземляясь в Сочи, я видел много гостиниц и апартаментов у моря и строения, которые явно выглядели как олимпийские объекты. Я был рад увидеть логотип гостиницы и Кока-Колы, однако в аэропорту никакой информации не было. Шатл в отель еще не работал. Когда я добрался до гостиницы, я понял, что переплатил за официальное такси из аэропорта (1000 рублей, т.е. 35 долларов, за 7-минутную поездку). Никаких карт олимпийских объектов на английском языке я не смог найти. Вокруг гостиницы шла стройка.
На следующее утро мне посчастливилось встретить Томаса Хагемана, генерального менеджера и регионального директора курорта Radisson Blu и Конгресс-центра. Он приехал в Сочи курировать строительство гостиницы и Центра конгрессов, а также ряда близлежащих отелей. Я рассказал ему о причине своего визита и о сложностях, с которыми столкнулся. Он любезно отвел меня в Центр конгрессов, где я увидел большой макет площадки, и рассказал, как выйти на набережную минуя стройку.
Я провел этот день на огромной стройке. Масштаб работ просто невероятен. Не только все объекты, но и бóльшая часть инфраструктуры построены с нуля. Есть новый терминал в аэропорту, новая железнодорожная ветка и новое шоссе из Адлера в горы. Есть большая новая береговая линия и пешеходная дорога, и кажется, что перестраивается почти каждая улица на каждом шагу.
Однако мои страхи несколько развеялись на следующий день, когда я узнал о том, с какими темпами ведется строительство. А еще я понял, что то, что я видел в тот день у Черного моря, - лишь верхушка айсберга.
С помощью одного внимательного работника вокзала я все-таки выяснил, где купить билет и куда нужно идти. Я удивился, когда обнаружил, что в стране, где все довольно дорого, билет на 45-минутную поездку (позже время поездки сократится до 20 минут) стоит 140 рублей, т.е. примерно столько же, сколько половина большого капучино.
Как по волшебству, когда открылись двери, передо мной на платформе стоял г-н Кузнецов. "Добро пожаловать, Майкл", - сказал он. И хорошо, что сказал, потому что я его не сразу узнал в бейсболке с логотипом Мерседеса и зеленой куртке! Меня буквально забросили в Ленд Крузер, и так начался один из самых замечательных дней в моей жизни.
Меня подняли на головокружительную высоту на самый верх трамплина, откуда я, немного перегнувшись вниз, сделал этот снимок.
Я познакомился с македонцем, руководителем проекта главной строительной компании. Я очень удивился, узнав, насколько быстро были возведены новые здания. Я ответил, что в Канаде некоторые из этих проектов вряд ли были бы закончены к февралю 2015 г., не говоря уже о 2014.
Я спросил, чем он занимался раньше. Оказалось, что курировал строительство Островов Пальм в Дубаи! Он хорошо понимает, что такое крупные комплексные проекты.
В 6 часов вечера г-н Кузнецов уехал на встречи, которые должны были продлиться 5 часов, а меня отвезли обратно в Адлер по новой дороге, построенной к Олимпиаде, но пока закрытой. Поездка была недолгой.
Удивительно, сколько всего было построено специально для этих игр и сколько еще предстоит сделать. Но с другой стороны, игры в Ванкувере, как нам говорят, обошлись в 2 миллиарда долларов. Российское правительство первоначально оценило расходы на игры в Сочи в 12 миллиардов долларов. Впоследствии они выросли до 30, а теперь оцениваются в 50 миллиардов долларов. Желаю России выиграть много медалей, но только не золото в хоккее!
Майкл Геллер - канадский архитектор, специалист в области устойчивого развития территорий.
Оригинал публикации: часть 1, часть 2
*фотографии из блога автора публикации