Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
В конце февраля и в начале марта нынешнего года отечественный спорт отмечал сразу три юбилея! Причём все очень важные!
НУ ПОЧЕМУ, ПОЧЕМУ, ПОЧЕМУ?!
Обо всех трех почему-то было забыто!
Забыто полностью!
Как будто и не было этих славных страниц в спортивной истории нашей страны.
Что же произошло 110 (сто десять) лет назад?
Впервые российский спортсмен выиграл во второй раз звание лучшего атлета Старого Континента. Отметим - это произошло второй год подряд.
Впервые наш соотечественник установил мировой рекорд. И в конце концов его официально зарегистрировала международное спортивное объединение.
Впервые атлет из России во второй раз, причём подряд (опять же, как и первенство Европы) выиграл звание чемпиона мира.
Всё эти события состоялись в далёком 1911 году, или 110 лет тому назад.
Всё это сделал один человек - москвич Николай Струнников.
Который, кстати, за год до этого впервые в отечественной, спортивной истории стал победителем первенства континента и планеты.
Самых больших своих успехов, и в первую очередь на международной арене, Николай Струнников добился как скороход.
Именно в скоростном беге на коньках в 1911 году Николай стал чемпионом Европы, установил мировой рекорд на дистанции 5000 м, и затем победил на чемпионате мира.
Кстати, стоит напомнить, что после Николая Струнникова ни конькобежец нашей страны не выиграл звание чемпиона мира два года подряд!
Странно, но факт - все, без исключения руководители российского спорта забыли об этих прекрасных победах, прославляющих нашу страну!
Почему они забыли о юбилеях спортивных...?
"ЕЖЕДНЕВНО, ЕЖЕДНЕВНО БЕГАТЬ НА КОНЬКАХ ПОЛЕЗНО!"
Николай Василискович (именно таково отчество нашего легендарного земляка!) Струнников знаменит ещё и тем, что стал первым в мире человеком, который полностью изменил спортивно - тренировочный процесс. Он перешёл на круглогодичную подготовку.
До него никто в мире не занимался спортом круглый год. И возможно, никто до Струнникова в полной мере серьёзно не относился к самому, спортивно - тренировочному процессу.
Могут возразить - в Англии в XIX веке футболисты играли несколько месяцев в году, с весны до осени, а зимой пробовали свои силы в хоккее с мячом. Так - то оно так. Да не совсем.
Да, действительно, в хоккей с мячом, или как ещё его называют Русский хоккей, или бенди впервые стали играть именно в Англии. Ещё в XIX веке. Но начинали играть в него вовсе не футболисты, а любители скоростного бега на коньках. Да - да конькобежцы. Одним из пионеров хоккея с мячом является прекрасно известный для своего времени скороходы, англичан Чарльз Гудман Теббитт - Charles Goodman Tebbutt, который, кстати и разработал самые первые правила игры в хоккей с мячом. Футболисты, увидели такую игру на льду. И решили, почему бы не поиграть зимой. Но все эти, скажем так - забавы и игры носили эпизодический характер.
Струнников, как сказали бы сейчас, ввёл научный фундамент под весь спортивно - тренировочный процесс!
Два слова о подзаголовке: "Ежедневно, ежедневно, бегать на коньках полезно!" - это ни что иное, как высказывание самого Струнникова о конькобежной тренировке.
УНИВЕРСАЛЫ – РЕДКОСТЬ.
Николай Струнников был атлетом разносторонним. Многого добился не только в коньках. В многочисленных видах спорта.
Ещё одна интересная, скажем - так тенденция. В продолжение всей удивительной спортивной биографии Николая, власть имущие и деньгодержащие беспрерывно тролили Николая. Хотя глагол этот слишком мягкий. Струнникова буквально "убивали".
Сегодня мы начинаем серию материалов об этом удивительном спортсмене и о том, как Николая, мягко говоря - гнобили.
Рассказ первый - о 1909 годе.
Речь в первую очередь пойдёт о велосипедном спорте.
В 1909 Струнников сделал "золотой" дубль: выиграл национальный чемпионат Российской империи и по конькобежному спорту, и по велосипедному спорту.
В отечественной истории это удавалось сделать лишь троим: Игорю Ипполитову, его отцу и дяде - Василию Ипполитову и Платону Ипполитову.
Был близок к такому же успеху четырехкратный олимпийский чемпион по конькам Евгений Гришин. В коньках он первенствовал на чемпионатах СССР: девять раз в беге на 500 м и три раза на 1500 м (было бы больше титулов, но звание чемпиона страны на дистанции 1000 м в те годы не разыгрывались). В велоспорте Гришин был только один раз вторым в гите на 1 км с места в 1952 году, за Львом Ципурским. Лев стал впоследствии классным стартером. На Летних Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки Гришин был включён в сборную, как запасной. Это к тому, что частенько журналисты пишут о выступлении Евгения Гришина на Олимпиаде 1956 года и называют его дебютантом.
Быть лучшим в велоспорте и коньках - такое единицам удавалось и в других странах мира. Пятикратный олимпийский чемпион по конькам американец Эрик Хайден – Eric Arthur Heiden к примеру, несколько раз побеждал на первенстве США по конькам, а позже, повесив коньки на гвоздь, выиграл звание чемпиона США в групповом гонке на шоссе среди профессионалов.
Лишь один спортсмен (имеем ввиду мужчин) выиграл звание чемпиона мира и конькам и по велоспорту. Это нидерландец Яап Эден - Jaap Eden. Сегодня мы его ещё вспомним!
У женщин такими успешными были трое.
Американка Шейла Янг - Sheila Young - трехкратная чемпионка мира по спринтерскому многоборью - в 1973, 1975, 1976, и трехкратная чемпионка мира по велоспорту в спринте - в 1973, 1976, 1981.
Есть ещё одна американка Элизабет Ли "Бет" Хайден - Elizabeth Lee "Beth" Heiden. Она выиграла чемпионат мира по коньках в многоборье в 1979 году, и стала лучшей на первенстве планеты в 1980 году в групповом гонке на шоссе.
И плюс представительница ГДР - Криста Ротенбургер - Christa Luding-Rothenburger, первая в истории женщина, выигравшая медали на зимних (коньки) и летних (велосипед) Олимпийских играх в разных видах спорта. Она дважды была чемпионкой мира в коньках и один раз в велоспорте.
ДЕЛО БЫЛО в ТУЛЕ.
Зимой 1909 года в Москве Струнников уверенно выиграл во второй раз звание Лучшего конькобежца России - именно так тогда чаще всего называли первенство страны по бегу на коньках.
Чемпионат России того же года по велосипеду на треке был разыгран в Туле.
В программе была только одна дисциплина - Спринтерская гонка на 1 и 1/2 версты.
Победил довольно легко Николай Струнников.
Там же в Туле на местном бетоном велотреке Николай Струнников предпринял попытку установить мировой рекорд. Отметим, для любопытных, что тульский велотрек, построенный аж в 1896 году, на данный момент самый старый из действующих велодромов во всем мире!
И так в Туле в гите на 1 км с места Николай показал = 1 мин. 14 сёк. РОВНО!
Есть новый Мировой Рекорд!
Предыдущее достижение планеты равное - 1.16,6 было установлено Яапом Эденом, о котором уже написано выше, 14 мая 1896 года на треке французского города Бордо.
Рекорд Николая Струнникова был побит много лет спустя, если быть точным, то спустя 23 (двадцать три!) года - 1 августа 1932. Это случилось на Летних Олимпийских играх в американском Лос - Анджелесе. Ставший олимпийским чемпионом австралиец Данк Грей - Edgar Laurence "Dunc" Gray проехал 1 км с места за 1.13,0.
Отметим, три интересных факта.
Первое: Грей был на Олимпиаде - 1928 третьим.
Второе: чемпион Олимпиады - 1928 в нидерландском Амстердаме датчанин Вилли Фальк Хансен - Willy Falck Hansen до рекордного показателя нашего Струнникова немного не дотянул - 1.14,2.
Третье: в Австралии чтут и любят своих чемпионов. Знаете, как называется велотрек в Сиднее, построенный в 1999 году, к Олимпиаде - 2000?
Да-да, Данк Грей Велодром - Dunc Gray Velodrome!
Рекордом Российской Империи результат Струнникова остался навечно. Ведь такой страны уже давным - давно нет.
А вот Рекодом Советского Союза время Струнникова так и не стало. В советское время очень долго все достижения, рекорды и чемпионские звания были забыты и по - просту перечёркнуты. Высшее достижение СССР стало лучшим для всего отечественного спорта спустя аж сорок лет.
И сравнял эти показатели знаменитый Ростислав Варгашкин, который в этой дисциплине стал третьим в Риме на Олимпиаде - 1960.
После победы Струнникова на чемпионате России в спринте и его выдающегося результата в гите на километр очень быстро встал вопрос - надо отправить Струнникова на чемпионат мира в столицу Дании - Копенгаген.
Позднее этот вопрос те же самые персоны, которые его поднимали, эту тему и замяли!
Можно предположить, что Николай повёл бы борьбу за почётное звание чемпиона с победителем первенства планеты - 1909 британцем Уильямом Бейли - William James Bailey. Этот лондонец несколькими годами позже установил мировой рекорд в гите на полмили (804,35 м). Бейли проехал это расстояние за 58 сёк. Время вполне сравнимое с результатом 1 мин. 14 сёк. Но не быстрее. Что - то порядка 1:14 - 1:16. Специалисты в гите согласятся с автором материала - все зависит от финиша.
Чемпионаты мира тогда разыгрывались только в спринтерской гонке. До введения в программу гита с места на 1 км ещё очень далеко. Эта дисциплина появилась в программе чемпионата лишь в 1966 году.
А в спринте, как известно, очень большое значение имеет тактика. И поэтому - Как бы мог выступить на первенстве планеты Струнников остается только гадать.
А теперь расскажем все подробно.
СЛОВО ИМЕЕТ ОЛЬГА!
36 лет назад автору материала посчастливилось поговорить с Ольгой Андреевной Струнниковой, супругой Николая Струнникова.
Вашему вниманию предлагаем её рассказ на эту тему:
"Велосипедный спорт в 1908 и 1909 годах, да и годом, и даже двумя годами ранее в России находился в жутком упадке. Речь идёт не о гонщиках. Они высокий свой демонстрировать и не раз. А о велосипедных обществах и циклодромах, как тогда называли велотреки. Из существующих ещё совсем недавно велосипедных обществ остались лишь единицы. В Москве уже в 1908 году не было ни одного действующего циклодрома. В Петербурге в начале 1909 года был снесён старейший в городе Каменоостровский трек, а затем и ещё трек на Стрельне. В 1909 году, правда, был собран трек в петербургском Михайловском манеже. Но собрали его не на долго. Провели там пару соревнований и трек разобрали. Приехали на эти старты именитые иностранцы, ведущие специалисты в мире спринта. Но, наши у всех уверенно выиграли.
В Туле в те годы остался один - единственный нормальный велотрек на всю Россию.
Зимой 1909-ого, как кстати, и в 1908 году, Коля выиграл звание лучшего конькобежцы и Москвы, и России. Это много лет спустя звание чемпиона Москвы стало обесценено. А тогда почти все ведущие конькобежцы были из Москвы.
В 1908 года звание Лучшего ездока России, или иначе говоря, чемпионат России по велосипеду разыграли в Петербурге на Стрельнинском треке. Состязание, прошло, как бы "втихую". Состав участников был ослаблен тем, что в нем выступали лишь велосипедисты из Питера и Риги. Москвичей даже не пригласили. Да, и если бы пригласили, то они вряд ли бы сумели приехать. Объявили о его проведении чемпионата всего за несколько дней. Выиграл звание Лучшего ездока России в спринтерской гонке М. С. Бойтлер (Гарден) из Риги, выступающий за общество "Марс". Его чаще именовали по прозвищу - Рижский Лев.
В тот год были разыграны и гонки за лидером. Лучшим стал питерец Григорий Блювас. Кстати, о нем и о популярности гонок на шоссе в городе на Неве.
На 14 мая объявлена шоссейная гонка Гатчина - Петербург. Но её обменяли и в 1908 и в 1909. Потому, что на неё записался всего только один Блювас.
В 1909 году велосипедное первенство состоялось в Туле. Потому, что и треков то в стране больше не было. Приехали все - все.
Коля тренировался на шоссе шесть раз в неделю, а в воскресенье уезжал в Тулу.
Кто-то ему посоветовал и разрекламировал циклодром в Богородске. Коля один раз туда съездил. И потом ругался долго. Богородск от Москвы дальше, чем Тула. И намного. И ещё трек там был, но он практически захирел. Больше Коля туда на трек не ездил.
В воскресенье днём Коля тренировался в Туле на велотреке, и ехал обратно в Москву. И так несколько месяцев.
Попутно Коля выиграл шоссейные гонки Москва - Богородск - Москва и Москва - Клин - Москва, длиной 148 вёрст (это почти 158 км).
На чемпионат России в Тулу мы ездили вместе.
Коля на первенстве страны переиграл всех. Уверенно. Вторым был Ф. Федоров из Тулы, третьим - ещё один москвич Григорий Вашкевич.
Кстати, последний неоднократно переигрывал победителей первенств планеты в спринте: датчанина Торвальда Эллегора - Thorvald Ellegaard и француза Поля Буррийона - Paul Bourrillon. Когда те приезжали в нашу страну.
Чемпионат России на треке 1909 года разыграли только в одном виде программы. На шоссе подобных состязания тогда ещё не организовывали!
Пионером в продвижении шоссейных состязаний стала Москва. Именно москвичи первыми стали проводить чемпионаты города на шоссе. А в первые годы советской власти стали ещё организовывать Гонку по Садовому кольцу в Москве. Очень популярную!
В Туле в 1909-ом Коля ещё мировой рекорд установил - в гите на 1 км. Показал, как мне все говорили, феноменальное время.
На установлении рекорда мира тоже присутствовала.
Как сейчас помню, было очень тепло. Жарко! Все время жалела. Надо было одеть более лёгкое платье.
Перед заездом Коля ко мне подошёл и сказал: "Погода сверх идеальная. Такую можно "ловить - ловить, и не поймать!".
И потом Коля добавил: "Грех в такой день рекорд не установить! Потом такой блестящий случай может больше и не представиться!"
Когда приезжала в Тулу на соревнования помогала Коле. Помню хорошо, что велосипед все держала, а он что - то там перевинчивал. Кстати, в отличие от коньков, которые он мне всего - то несколько раз позволил подержать, с велосипедом мы "сжились"!
Рекорд Коля побил и был страшно довольный!
Журналисты этот рекорд, скажем так, обошли стороной. Почти все корреспонденты Колю спрашивали - зачем он ехал, какой - то километр. А почему не полверсты, версту или полторы версты?! Тогда в России все в верстах измеряли. Это ныне никто и не знает, что это такое верста.
Время все расставило на свои места. Коле ведь предлагали ехать не километр, а версту или полторы. Но он был твёрд - еду километр!
Многие руководители, как и журналисты говорили - зачем нам вёрстка?
Но как Коля побил рекорд вокруг него стали суетиться руководители разные спортивные, и ещё всякие там богатеи. Они утверждали, что они ему очень и очень сильно помогли.
Слышала, как один из таких, хвастался другому, что вроде де он лучший друг Колин, и так много для него сделал. Ну, прям озолотил!?
Скажу так, если они ему хоть за одну дорогу из Москвы в Тулу деньги вернули, то это уже хорошо будет.
От всех этих и руководителей, и купцов толку было мало.
Помню после победы на чемпионате России и установленного рекорда, началась компания - надо отправить Колю на чемпионат мира в Данию. Ой, сильно стали "кричать". Докричались, что собралась группа, человек этак в пятнадцать, а может быть и двадцать, которые должны сопровождать Колю. Они все якобы ему буду помогать. Анонсировали, что хотят оплатить поездку.
Коля заявил, что желательно, что бы поехала я. Пояснил, что я ему помогала и знаю, что и как надо непосредственно перед самой гонкой делать.
Кроме этого Коля просил, что бы ему дали возможность пару недель в Туле потренироваться. Иначе говорил он, сложно ему выступать на треке в Дании. Коля им говорил им: "Один, второй раз в Туле вышло. Но в Копенгагене будет сложнее. Соперников не знаю. Да и дорога займёт не один день".
Ведь тогда то, не то, что сейчас - сел на самолёт и прилетел!
Ой, что тут поднялось. На него все накинулись. Его ещё и обзывать стали.
Коля заявил - не выполните мои просьбы, не поеду! Все эти богатеи и чиновники спортивные стали выливать на нас ушаты грязи.
Коле это дело в скорости надоело. И он сказал - раз вы не обращаете внимания на мои просьбы, то не поеду на первенство планеты. Ехать и проигрывать не желаю! Надо ехать побеждать! И вообще больше садиться на велосипед не буду. В Тулу уже наездился. Других треков в стране нет.
Больше так на велосипед Коля и не садился. Правда, он ещё выигрывал чемпионаты России по велосипедному спорту. Он пересел на мотоцикл и стал лидером в гонках за лидером".
Вот такой вот грустное повествование Ольги Андреевна Струнниковой, супруги легендарного чемпиона и рекордсмена Николая Струнникова.
В ближайшее время мы расскажем ещё о супер достижениях и других ударах в судьбе Николая Василисковича Струнникова.
P. S.
Результат Николая Струнникова в гите на 1 км с места никогда не был зафиксирован, как официальный мировой рекорд.
Почему?
Спортивные боссы Российской Империи не отправили соответствующие документы в Международный Союз Велосипедистов!
Почему?
У автора материала ответа на этот вопрос - НЕТ!
Быть может им было лень...
Александр Любимов, президент Клуба Истории и Статистики