Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Выборная конференция Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС) пройдет 01 октября 2020 года в формате заочного голосования. На пост президента ВФПС претендуют Василий Сенаторов и Сергей Джиенбаев. Действующий глава федерации Владимир Силкин не идет на новый срок.
"Российский Стадион" публикует обращение и Программу кандидата в президенты ВФПС Сенаторова Василия Юрьевича, поступившее в редакцию накануне.
***
Уважаемые яхтсмены!
В своей презентации программы развития парусного спорта я постарался сформулировать прежде всего принципы функционирования новой Федерации, обозначил главные болевые точки для немедленного исправления дел. Понятно, что такую программу можно реализовать только при правильном подборе людей, которые доказали свои способности делами, реализовали некие известные проекты и хотят и дальше бескорыстно служить своему любимому делу, придерживаться девизу "Парус как образ жизни".
Необычная спешка, вызванная необходимостью срочно предоставить документы в Исполком, не позволяет прописать ответы на все потенциальные вопросы. Но они прорабатываются. Мне и моей команде в обновленной Федерации нужно ваше доверие и ваша поддержка.
Прошу вас, преодолейте ваше равнодушие, усталость от несменяемости руководства в ВФПС и на некоторых территориях, сделайте правильный выбор.
С уважением, Сенаторов В.Ю.
Предлагаемая программа составлена с целью объединить яхтсменов России. Она возникла в результате анализа нынешнего состояния дел в парусном спорте страны в контексте положения нашего спорта в мире с целью выработать эффективную модель помощи российским яхтсменам и их региональным объединениям, ассоциациям классов и клубам в решении их проблем и развитии.
В основу программы положены принципы работы будущего руководящего органа ВФПС, которые кандидат практикует много лет в бизнесе и общественной работе. Это:
– открытость общественной организации для ее членов, внимательное изучение запросов и предложений яхтсменов по работе Федерации, налаживание постоянно действующих каналов коммуникации с первичными организациями и активными представителями общественности;
– прозрачность и демократичность в принятии решений, обсуждение важных предложений в онлайн-режиме и на очных встречах, проработка их с помощью экспертов по конкретным вопросам и вынесение этих решений на суд общественности;
– профессионализм в подготовке решений и их воплощении, основанный на привлечении наиболее подготовленных и доказавших свою успешность делом членов парусного сообщества к работе в Президиуме и комиссиях ВФПС;
– ответственность руководителей Федерации перед Парусной общественностью, выражающуюся в закреплении за ними конкретных участков работы с отчетностью за реализацию поручений;
– законность всех действий руководства ВФПС и территориальных федераций. Соблюдение всех законов и норм РФ не противоречит при этом легальной борьбе за отмену или усовершенствование отдельных устаревших положений и нормативов, разработку законодательных инициатив и продвижение их в союзе с государственными институтами, имеющими право законодательной инициативы;
– заинтересованность руководителей Федерации в достижении конкретных результатов, а не в собственном статусе, максимальное искоренение формального отношения к делу при соблюдении требований законов, регламентирующих деятельность Федерации и ее устава;
– плановость работы Федерации, заключающаяся в создании и принятии программы работы на четырехлетие, анализ и выделение ресурсов для реализации программы, назначение ответственных лиц из числа членов Президиума и председателей комиссий, контроль за ходом работы, публичное поощрение лиц, вносящих свой вклад, и отстранение тех, кто не справляется с порученным делом;
– принципиальность в отношении к делу, исключение кумовства, покровительства, фаворитизма в решении кадровых вопросов;
– непримиримость к любым проявлениям коррупции, расточительности и бесхозяйственности, в решении вопросов материального обеспечения, а также подрыву авторитета Федерации.
Соблюдение данных принципов является ключом к успешной работе Президиума. А круг задач ВФПС определяется ее Уставом и оперативными условиями ее функционирования.
За 12 лет издания журнала YACHT Russia, который является единственным парусным журналом в стране, за 8 лет подготовки ведущего экипажа сборной России, за 8 лет работы в IDA, международном руководящем органе самого распространенного и уважаемого в мире класса килевых яхт "Дракон", в том числе 4 года на посту председателя класса, за 4 года пребывания в Президиуме ВФПС (2012–2016), за 16 лет активного выступления на отечественных и международных регатах в "Драконе" и других классах, я приобрел уникальный опыт в парусном спорте и хорошо понимаю круг вопросов, требующих первоочередного внимания со стороны Президента Федерации. Итак, по разделам.
1. Детский спорт
Парусный спорт – уникальный вид деятельности по привитию широкого спектра навыков и физическому развитию. Сегодня, когда подрастающему поколению свойственны такие черты, как нерешительность, инфантилизм, неумение принимать решения, эгоизм, слабая социализация, изнеженность, безответственность, когда они страдают от киберзависимости, парус прививает им такие важные положительные качества как смелость, умение принимать быстрые решения, коллективизм, взаимовыручка, учит детей бороться со стихией, испытывает их водой и холодом, развивает силу и выносливость, дает навыки столярного, слесарного, швейного дела, воспитывает чувство ответственности за себя и товарищей. Словом, обучение парусному делу – настоящая школа жизни.
К тому же парусный спорт способствует воспитанию патриотизма, готовит молодых людей к службе во флоте и профессиональной ориентации на работу в речном и морском транспорте, рыболовном флоте.
На сегодня в РФ действуют детские парусные школы и секции разного вида собственности (государственные, клубные, частные). Стараниями государства, энтузиастов и попечителей они в некоторой степени обеспечены материальной частью и тренерскими кадрами, за некоторыми из них закреплены территории на суше и акватории для тренировок.
При этом школы находятся в очень неравном статусе по своему материальному положению. Работа в государственных школах сильно осложнена бюрократическими препонами по получению финансирования и сдаче отчетности.
Частные школы не имеют устойчивого финансирования и работают по своим, часто доморощенным программам. Тренеры не всегда имеют специальное образование, страдают от низкой оценки их труда, часто искусственно направляют детей в периферийные классы для достижения быстрых результатов, которые позволяют им, тренерам, претендовать на дополнительные выплаты.
В зачаточном состоянии находится флот национальных классов, отсутствует четкая программа подводящих классов.
Многие подростки уходят из спорта в период подготовки к поступлению в институт и учебы.
Для исправления этих перекосов необходимо в кратчайшие сроки сделать анализ состояния детского спорта, включающий в себя создание полного и достоверного реестра всех детских учебных заведений и секций, выявить общие проблемы и предложить способы их решения. Закрепить наработки в формате Программы по развитию детского спорта в стране. Добиться от регулирующих и контролирующих органов ослабления бюрократических норм, провести "регуляторную гильотину" в этом виде деятельности.
В подготовке детей особо обратить внимание:
– на включение в учебно-тренировочный процесс, как обязательные, занятия по обучению плаванию, английскому языку, истории паруса в мире и в России;
– на работу с родителями, проведение активной агитации по привлечению детей из близлежащих к парусной школе жилых районов, борьбу за выделение ресурсов от местной исполнительной власти, включение парусного воспитания в молодежные программы, состязание за получение грантов всех уровней.
Задача ВФПС заключается в пропаганде парусного воспитания на федеральном уровне, способствовании в создании методических пособий, активной работе с Министерством спорта по федеральным стандартам спортивной подготовки и регламентирующим документам и системной помощи школам и секциям в привлечении местных властей к решению их проблем.
Следует уделить особое внимание календарю Всероссийских детских и детско-юношеских соревнований:
1) максимально сохранить и развить существующие традиционные всероссийские регаты, развивать новые;
2) формировать календарь межрегиональных и всероссийских соревнований с учетом интересов и возможности школ;
3) обеспечить одинаковую доступность и равные условия возможностей участия в детских и школьных спартакиадах (формировать политику классов в спартакиадах исходя из наличия и массовости классов, их доступности).
Также предполагается работать с распорядителями грантов по тому, чтобы:
1) их критерии оценки и направления также включали и интересы развития детско-юношеского парусного спорта;
2) систематизировать информацию по грантам, порядку их выделения, практике успешных заявок для методической помощи школам и инициативным группам в получении таких грантов.
За это направление работы в Президиуме будет отвечать специалист с большим опытом и авторитетом, которому будет помогать специальный комитет, а также Наблюдательный и Попечительский совет.
На сегодняшний день в большинстве регионов страны основная финансовая нагрузка по подготовке ребенка в классе "Оптимист" лежит на его родителях. Зачастую, даже будучи зачисленными в государственные школы, дети на соревнования и сборы выезжают за родительский счет. То же можно сказать и о приобретении материальной части, например, новых парусов. Таким образом, возможности спортсменов проявить себя абсолютно не равны. Талантливые дети малообеспеченных родителей не имеют шансов на дальнейшее продвижение в парусе. Страна теряет потенциальных чемпионов.
В связи с этим, целесообразно проводить на постоянной основе просмотры в регионах, отбор талантливых детей, выделение под них грантов, дальнейшее их сопровождение ведущими тренерами и специалистами.
Финансирование спортсменов за счет родителей как единственно возможный способ заниматься парусным спортом, также дает о себе знать при необходимости перевода повзрослевшего ребенка в следующий парусный класс. В этот период затраты на содержание и подготовку спортсмена существенно возрастают, особенно если для продолжения спортивной карьеры был выбран класс "двойка". Очень мало родителей способны нести подобные траты. В итоге даже самые талантливые спортсмены вынуждены закончить с серьезным спортом. Как следствие, сборная команда теряет спортсменов, которые в последствии должны составлять ее резерв, скамейка запасных катастрофически уменьшается.
2. Резерв
Наиболее тонким моментом в мировом парусе является удержание подростков в орбите парусного спорта. У детей, решивших связать свою жизнь с морем должно быть несколько опций для выбора: спорт высших достижений, профессиональная карьера, подготовка к тренерской работе, служба в ВМФ, ориентация на работу в коммерческом или рыболовном флоте. Для каждого из данных направлений должен быть предложен свой сценарий, такой как:
– обучение в специализированной ШВСМ с последующим поступлением в спортивный ВУЗ, гарантирующим возможность посвятить себя тренерской работе или дальнейшему участию в профессиональном или полупрофессиональном экипаже, обеспечивающим достойный доход;
– поступление в военные учебные заведения для последующей службы в ВМФ;
– поступление в гражданские учебные заведения по профилю.
Для этого ВФПС должна будет провести переговоры с профильными ведомствами и ВУЗами, руководством ВМФ и заключить соответствующие договоры, контролировать их выполнение.
Задача Федерации будет заключаться в создании "моды" на морскую профессиональную ориентацию, лоббировании такого направления в правительственных структурах и соответствующих субъектах РФ.
Спортивная составляющая этой работы заключается в формировании резерва для сборной страны, обеспечение его материальной частью и условиями подготовки.
Не секрет, что на этом этапе крайне важно не допустить несправедливости в распределении матчасть, включении кандидатов в команды на сборы или соревнования по их родственной или клубной принадлежности или протекции, а делать это исключительно по таланту и работоспособности. Необходимо разработать механизм, исключающий "тренерское рабство", т.е. привязывание талантливого подростка к тренеру, который уже не способен дать новые знания и навыки, приводящее к исчезновению мотивации и провалу в результатах.
Поэтому крайне важно наладить работу тренерского совета, руководствующегося интересами сборной страны, а не лоббистскими интересами. Важнейшая роль в формировании и правильном функционировании такой структуры будет принадлежать главному тренеру по резерву и главному тренеру сборной страны.
Вместе с тем важно понимать, что стратегические решения руководства основной сборной команды, сборной команды по резерву влияют не только на подготовку сборной команды и резерва, но и на работу и развитие парусного спорта во всех регионах на более низких уровнях, так как руководители субъектов всегда ориентируются на политику центрального аппарата.
В связи с этим такие принципиальные вопросы, как политика классов и календарь соревнований, не отдается полностью на откуп тренерскому совету сборной команды, а проходит обязательное обсуждение в экспертном сообществе.
Работа главных тренеров должна вестись во взаимодействии с ассоциациями классов и школами.
Для успешного продолжения спортивной карьеры спортсмена, выходящего из класса "Оптимист", огромное значение имеет его профориентация в следующие классы. Зачастую тренеры руководствуются не целесообразностью, а "имеющимися опциями", к которым относятся: наличие тех или иных яхт в школе, возможность финансирования, политика местных руководителей и пр. При ошибке в выборе класса, как показывает практика, многие лидеры класса "Оптимист" очень быстро теряют интерес к бесперспективной работе и в итоге "исчезают в никуда".
Необходимо со стороны специалистов по резерву сборной команды вести постоянную работу по планированию, а главное, обеспечению дальнейшего правильного роста молодых спортсменов.
Не последнее значение имеет и система финансового поощрения наиболее перспективных спортсменов. В противном случае их будут "перекупать" в коммерческие команды, количество которых в последнее время выросло в разы.
3. Сборная команда
Детский спорт и подготовка резерва лежат в основе формирования пирамиды отбора лучших из лучших, т.е. сборной России. Уже несколько олимпийских циклов мы имеем дело с одной и той же проблемой: крайний отрыв первых номеров от остальной части сборной и, в результате короткая скамейка запасных. Отсутствие конкурентности в отборе приводит к стагнации и снижению результатов первых экипажей.
Неверным является и ориентация на Сочи, как основной базы для подготовки на воде, в силу всем известных погодных недостатков. При этом спортивная инфраструктура Сочи прекрасно подходит для ОФП, проведения восстанавливающих сборов и медосмотров.
Проводить подготовку к соревнованиям на акваториях предстоящих регат или в традиционных местах зимней подготовки соперников мешает отсутствие надлежащих средств. При численном составе сборной свыше 150 человек практически нереально обеспечить даже первый состав необходимыми финансами. В результате возникает дефицит "зимней воды", ведущий к дополнительным перекосам в подготовке.
Для правильного распределения даже ограниченных ресурсов необходимо разделение контингента на две или даже три категории в зависимости от показываемых результатов и состояния здоровья. Необходима работа по поиску спарринг-партнеров за границей для первых номеров, инициатива по созданию "пулов претендентов" из числа первых 10–15 номеров международного рейтинга.
Крайне важной является активная позиция ВФПС в WS в вопросе выбора дисциплин и классов на предстоящие периоды. Частая замена их приводит к огромным нерациональным потерям.
Понятно, что чем выше мы поднимаемся по пути спортивного мастерства, тем индивидуальнее становятся вопросы и способы подготовки. Работа по поводу привлечению спонсоров для сборной в целом и отдельных яхтсменов будет рассмотрена подробно в другом разделе.
Но в любом случае необходимо поставить заслон на "приватизации" заслуг отдельных спортсменов личными тренерами и их попытками "монетизации" успехов, приводящие, как показала практика недавних лет, к угрозе здоровью и уходу из большого спорта спортсменов, которые были подготовлены на государственные деньги и являются по сути "национальным достоянием" страны. Этому должны быть даны жесткая и справедливая оценка и отпор.
Недопустимо также привлекать, используя административные ресурсы, спортсменов для участия в коммерческих регатах, которые нарушают циклы их спортивной подготовки.
В тренерский совет сборной команды обязательно должны входить с правом совещательного голоса личные тренеры первых номеров в классах яхт (далее – расширенный тренерский совет). Все ключевые решения в отношении спортсменов сборной команды обязательно должны проходить через обсуждение расширенным тренерским советом, а именно: критерии отборов, формирование команд на выезды на основные соревнования, распределение матчасти, формирование календаря и пр.
4. Любительский, массовый и студенческий спорт
Прослойка людей, профессионально занимающихся парусным спортом, очень мала по сравнению с общим количеством увлеченных парусом людей. И сами профессионалы неизбежно рано или поздно переходят в любители. Среди них и выпускники детско-юношеских спортивных школ, выбравшие профессию, не связанную напрямую со спортом, и окончившие профессиональную карьеру спортсмены высшего спортивного мастерства. Это и капитаны больших и средних яхт – участники морских походов, регат, кладезь знаний морской практики и морских традиций. Любители – большой ресурс, в который уже вложено много средств, усилий с разных сторон, и который было бы нерационально не использовать и не вовлекать в жизнь Федерации.
1. Любительский спорт важен для подготовки резерва, так как, с одной, стороны обеспечивает конкурентную среду для соревновательной подготовки резерва и основного состава, а с другой стороны, сам является хорошим подспорьем в организации и обеспечении соревнований, сборов, особенно в условиях зарегулированности статей бюджетов сборной команды, сокращающихся бюджетов.
2. Через любителей происходит передача опыта, традиций, связь поколений.
3. Любительский спорт – та среда, которая способна подхватить всех, кто так или иначе покидает профессиональный спорт, но не желает разрывать связь с парусом.
4. Любительский спорт – это та ниша, через которую происходит реальная пропаганда парусного спорта: люди лучше узнают, принимают спорт и начинают в него вкладываться тогда, когда сами лично вовлечены в него, а для взрослых людей начать этим заниматься можно только с любительских регат.
Любительский спорт можно представить следующими направлениями:
• Ассоциации классов яхт
• Студенческий спорт
• Ветеранский спорт (мастерс)
• Чартерные флоты однотипных яхт
• Клубы
• Любительские Парусные школы
• Крейсерский спорт
• Ветераны
Все эти направления тесно между собой связаны и порой самодостаточны. Задача Федерации в любительском спорте – обеспечить максимум поддержки с минимумом вмешательства.
• Ассоциации классов яхт
В этом направлении задача Федерации – мотивировать яхтсменов-владельцев однотипных яхт объединяться, помогать им самоорганизовываться и самостоятельно находить решения спорных вопросов внутри классов, методически поддерживать для выведения на уровень признания международными ассоциациями классов и министерствами спорта субъектов РФ. Основной упор в работе с ассоциациями классов – это признание ассоциаций классов яхт, правила классов яхт, календарь межрегиональных и всероссийских соревнований.
Отдельной болевой точкой для ассоциаций классов яхт является нынешнее регулирование в части признания всероссийских соревнований по представительству регионов, в части присвоения разрядов, в части идентификации принадлежности к региону, в части допуска спортсменов, экипажей к участию во всероссийских соревнованиях, этапах Кубка России, чемпионате/первенстве России. Результатом сложившегося положения с ЕВСК, регулированием ЕКП стало то, что ни в одном классе, ни в одной дисциплине, строго говоря, не выполняются требования по представительству регионов на Всероссийских соревнованиях. Имеются серьезные противоречия, результатом которых в некоторых случаях становится невозможность присвоения высоких разрядов.
Эту проблему предполагается решать систематической работой со специалистами Минспорта по всем затрагивающим парусную жизнь документам, активной позицией по защите интересов яхтсменов, широким обсуждением экспертным сообществом всех выносимых на утверждение в Минспорте документов, а также проходящих общественное обсуждение проектов нормативных актов.
• Студенческий спорт
В студенческом спорте выделяются направления:
– всемирные универсиады;
– спорт высших достижений с целью участия в чемпионатах мира среди студентов;
– массовый спорт и физическая культура.
Задачами Федерации в части студенческого спорта должны стать:
– развитие и создание студенческих секций как при вузах, так и межвузовских с целью обеспечения возможности продолжить занятия парусным спортом для всех выпускников спортивных школ при их поступлении в ВУЗы;
– развитие календаря студенческих соревнований;
– участие российской студенческой команды в чемпионате мира среди студентов на регулярной основе;
– способствование привлечению всевозможных бюджетных и внебюджетных ресурсов в студенческие секции;
– добиваться включения парусного спорта в программы региональных студенческих игр в тех регионах, где парусный спорт признан базовым.
Это предполагается делать через:
1) тесное взаимодействие со Студенческой парусной лигой, Российским студенческим союзом по организации календаря студенческих соревнований, всевозможным программам, организации отбора и подготовке команд к участию во всемирных универсиадах;
2) переговоры и заключение соглашений на создание парусных секций с вузами, где парусный спорт может быть признан базовым, профильным, значимым для воспитания и разносторонней подготовки студентов, профессиональной ориентации абитуриентов;
3) организацию централизованного финансирования выезда российской студенческой команды на чемпионат мира;
4) методическою работу с грантодателями.
• Ветеранский спорт (мастерс)
Незаслуженно упущено из внимания мощное движение ветеранского спорта (мастерс), при том что в среде активных ветеранов спорта сохраняется и передается культура, традиции парусного спорта, сосредоточен мощный материальный покупательский потенциал для производителей яхт, оборудования, а российские спортсмены на протяжении многих лет завоевывают титулы чемпионатов мира, Европы.
Задачами Федерации в этом направлении должны стать:
– поддержка и продвижение календаря соревнований "Мастерс";
– продвижение среди различных государственных институтов и программ направления ветеранского спорта с целью привлечения бюджетного и внебюджетного финансирования на проведение соревнований и командирование спортсменов;
– взаимодействие со сложившимися коллективами ветеранов спорта в различных классах яхт с целью их привлечения к воспитательной работе с молодежью.
• Чартерные флоты однотипных яхт
Молодым для России, но очень бурно развивающимся направлением стали чартерные флота однотипных спортивных яхт для проведения различных соревнований. С одной стороны, это коммерческое направление, как вовлекающее все новых физически активных людей в парусный спорт и дающее рабочие места для яхтсменов, желающих найти работу, связанную с парусным спортом. С другой стороны, это хорошее подспорье для проведения всероссийских и международных соревнований с учетом протяженности нашей страны. Благодаря чартерным флотам становится возможным приглашать команды со всего мира.
Предполагается, что Федерация в этом направлении будет решать следующие задачи:
1) консолидировать информацию о флотах, их типах, количестве, состоянии, возможностях для предоставления потенциальным организаторам различных соревнований и мероприятий;
2) оказывать содействие в привлечении всероссийских и международных соревнований на эти флоты;
3) обеспечить площадку взаимодействия флотов между собой с целью исключения внутренней конкуренции, пересечения по акваториям и с ассоциациями классов яхт с целью согласования календаря соревнований.
Федерация также может взаимодействовать с флотами на коммерческой основе по коммерческим проектам.
• Клубы
Во всем мире и в Советском Союзе яхт-клубы были важной организационной средой, где переплетались все направления, поколения, классы яхт, школы, секции. Клубы как комплексные ячейки играют чрезвычайно важную роль во взращивании, воспитании из молодежи настоящих яхтсменов, так как в них сохраняются и передаются традиции, опыт, связь поколений. Здесь и парусные школы, и технические комиссии, и советы ветеранов, и детские секции, и взрослые секции, и группы высшего спортивного мастерства.
Задачей Федерации видится продвижение идеи возрождения клубов, как комплексных ячеек, разработка концепции идеального клуба и организация мероприятий, мотивирующих организации стремиться к этой идеальной модели.
Кроме того, предполагается работа с Министерством спорта и другими министерствами по доработке документов госрегулирования, которые не препятствовали бы, а способствовали бы продвижению идеальной концепции.
Вместе с тем перед Федерацией должны стоять задачи по работе с государственными органами по следующим направлениям:
1) обеспечить гарантии и упростить оформление водопользования для яхт-клубов;
2) добиться ограничения перепрофилирования спортивных объектов яхт-клубов под другие цели.
• Любительские парусные школы
В настоящее время все больше людей мечтают научиться управлять парусными яхтами, получить права на самостоятельное управление яхтой. Также на те или иные регаты даже клубного или корпоративного уровня небезопасно допускать в экипаж необученных людей.
Сегодня благодаря такой потребности появилось немало парусных школ разного уровня, и это положительный тренд. Однако этот рынок требует приведения в цивилизованный вид. Задачами Федерации в этом направлении видятся:
1) систематизация существующих парусных школ, сбор объективной информации по их аттестации и уровню подготовки;
2) выработка методических рекомендаций по организации обучения;
3) заключение соглашений с органами, аккредитованными государством и международными организациями на выдачу прав и разрешений на управление яхтами, по организации совместной аттестации судоводителей и выдаче признаваемых всеми прав;
4) взаимодействие с МЧС по аттестационным билетам;
5) продвижение организации парусных школ при каждой аккредитованной региональной ФПС.
Кроме того, Федерация должна стать площадкой для обсуждения внутренних вопросов, программ парусных школ.
Здесь надо отдавать себе отчет, что мотивацией для большинства молодых людей, пробующих кататься под парусом, участвовать в мероприятиях типа "регата выходного дня" или "тимбилдинг", парус интересен прежде всего как новая забава, дающая некие эмоции, как возможность познакомиться со своими сверстниками и сверстницами, найти новую форму досуга. Это поколение явно выраженной потребительской ориентации. А потому очень лабильно в своих привязанностях. Но из этой "руды" формируются и крупинки будущих яхтсменов. Задача ВФПС заключается в формировании правильного образа парусного спорта у неофитов. Эти стандарты можно и нужно разработать и внедрить в процесс регистрации и аккредитации многочисленных парусных школ. Кроме того, понятно, каким важным являются предпочтения родителей в выборе спорта для детей.
• Крейсерский спорт
Здесь следует ввести несколько подкатегорий.
Владельцы лодок, зарегистрированных в России. Эти люди видят, как, несмотря на многочисленные декларации, суживаются возможности для хранения и стоянки яхт. Как растут ставки на аренду стояночного места. Как исчезают клубы. Эта категория яхтсменов наиболее критично относится к ВФПС. Без реальных и весомых шагов по их поддержке Федерация не сможет восстановить свой авторитет в их среде. Целью Федерации, зафиксированной в п. 2.1 раздела II, является правовая и социальная защита своих членов. Этой целью нынешнее руководство откровенно пренебрегает. Нужно активизировать данную функцию. Создать Комитет правовой помощи с помощью яхтсменов-юристов, активизировать работу Наблюдательного совета, инициировать письма, обращения депутатов всех уровней по любым вопросам, связанным с нарушением прав членов Федерации, как юридических, так и физических лиц. Делами возродить доверие яхтсменов.
Яхтсмены, ввозящие яхты в Россию. Их поддержку можно получить только пролоббировав отмену таможенных пошлин на импорт парусных яхт, ввозимых для рекреационных целей. Если суда ввозятся в целях коммерческого использования, то свое государство возьмет в виде налогов на коммерческую деятельность.
Необходимо ввести в Кодекс торгового мореплавания РФ термин и понятие ЯХТА в соответствии с международной юридической практикой. Это позволит уйти от применения к яхтам нормативов коммерческих судов, как, например, обязательное агентирование в портах РФ, оплата услуг лоцманского сопровождения и оплаты швартовки и отшвартовки яхт и т.п…
Российские яхтсмены, владеющие яхтами за рубежом. Для этой категории необходимо реальное, а не декларативное правопользование на вход яхт под иностранным флагом в российские внутренние воды. В некоторых случаях желательно добиваться таможенных каникул на перевод яхт российских судовладельцев, которые зарегистрированы под удобными флагами, под флаг РФ Для этого необходима настойчивая и тесная работа с таможенной и пограничной службами. Приглашение ответственных лиц в пограничных районах на встречу с яхтсменами, организация для служащих этих силовых структур регат, мероприятий по тимбилдингу, которые могут сыграть важную роль в переменах в их сознании.
Яхтсмены, участвующие в любительских регатах в России и за рубежом. Вопросы страхования спортсменов и имущества, помощь в решении вопросов с местными водонадзорными органами, судоходными инспекциями.
Отдельной темой в направлении "Крейсерство" стоит развитие инфраструктуры для дальних спортивных плаваний и яхтенных круизов по РФ. В этой части востребованы следующие шаги:
– разработка яхтенных лоций Черноморского и Балтийского побережья РФ и внутренних водных путей России;
– работа по вводу электронных виз для иностранцев, прибывающих в РФ на яхтах и на парусные регаты, проходящие на территории РФ.
• Ветераны
Они в основном забыты. И если поддерживаются, то только друзьями этих людей, еще активными в своих клубах. Никакой программы привлечения опытных капитанов, бывших чемпионов к работе с молодежью не существует. Не существует и программы помощи самим ветеранам, нуждающимся часто в простом внимании, помощи по дому, задействования в некоторых случаях административных возможностей Федерации для привлечения внимания местных властей к их нуждам.
Почему бы не оживить на уровне детских школ механизм шефской помощи пожилым яхтсменам?
Кроме того, предполагается сохранить истории, имена ветеранов парусного спорта, чтобы их история не уходила вместе с ними.
Молодежь должна знать и помнить имена героев всех времен, иметь перед глазами здравые примеры для подражания. В рамках работы с ветеранами будет запущен проект создания парусной энциклопедии – собрания спортивных биографий, информации о вкладе в парусный спорт всех, кто так или иначе участвовал в развитии парусного спорта у нас в стране.
5. Взаимодействие с государственными органами
Формирование запросов к этим органам будет происходить на основе запросов яхтенного сообщества. Как уже отмечалось, огромное количество трудностей и противоречий содержится в положениях, которыми руководствуются спортивные органы в центре и на местах. Некоторые запреты впрямую ведут к тому, что тренеры и спортивные менеджеры вынуждены нарушать законы и невольно становятся преступниками. Так, например, запрет переносить в утвержденных сметах государственных парусных школ расходы из одной статьи в другую ведет к появлению липовых счетов, за счет которых выкраиваются деньги на бензин, другие необходимые траты. Этим, к сожалению, некоторые финансово ответственные лица пользуются в личных интересах. Необходимо создать собственные механизмы контроля силами Контрольно-ревизионной комиссии, которая могла бы осуществлять беспристрастный контроль, и добиться отмены мелочной опеки вышестоящими организациями. Из тренера никогда не получится хороший бухгалтер. А если получится, то он, скорее всего, не сможет исполнять свои прямые обязанности.
Создавая собственный механизм действенного контроля и, поставив заслон на пути злоупотреблений, Федерация может требовать прямого финансирования своей деятельности от государства.
Как уже упоминалось в других разделах, парусный спорт имеет крайне важное значение для государства как способ правильного воспитания и профессиональной ориентации молодого поколения, как средство формирования настоящего патриотизма, поддержания морских традиций.
Это обстоятельство может стать предметом для выработки закона об особой роли парусного спорта и получения государственной поддержки. Такую работу можно начать, заручившись поддержкой Наблюдательного совета, пригласив в него людей, небезразличных к нашей тематике по велению сердца, а не только по долгу службы.
И необходимо формировать общественное мнение на эту тему с помощью государственных и частных СМИ, в которых тема паруса становится все более желанной.
Помимо вышеуказанных аспектов государство могут заинтересовать и прагматические стороны использования паруса как для повышения транспортной экологичности и экономичности (использование парусов при транспортировке грузов на коммерческих судах). Именно парусное сообщество следит за этими разработками за границей и строит экспериментальные суда (пример – яхта "Черная жемчужина").
6. Спонсорство
Краеугольный вопрос надлежащего функционирования ВФПС и развития новых проектов в сфере паруса – финансирование.
И здесь Россия находится в парадоксальной ситуации. С одной стороны, российские олигархи владеют крупнейшими в мире парусными и моторными яхтами, то есть, очевидно, испытывают симпатию к отдыху на воде, тратят на приобретение лодок десятки и сотни миллионов долларов, а также еще десятки миллионов на ежегодное содержание и профилактику, а, с другой стороны, их любимое дело на Родине находится в плачевном состоянии. Знают ли они о таком положении дел, задумываются ли о подобной несправедливости?
Я уверен, что этот диссонанс вполне реально донести до сведения этих людей. Вызвать интерес и пробудить чувство социальной ответственности. Особенно среди тех, кто давно и плотно использует способы морской транспортировки ресурсов, вывозимых из России.
В этой связи предлагается использовать привлечение внимания государства к парусному спорту для выстраивания контактов с крупными структурами с целью создания Фонда помощи парусному спорту. Участие в таком Фонде уменьшит репутационные издержки участников, покажет их социальную ответственность, приверженность экологической тематике, позволит им снискать уважение бизнес-элиты планеты, которая в большинстве своем крайне неравнодушна к парусному делу. Эти бонусы будет означать значительный возврат на вложенный ими капитал.
К тому же достаточное финансирование может быть использовано и для повышения престижа нашей страны как в технологическом и спортивном плане в случае участия в таких соревнованиях, как Кубок "Америки", OceanRace, VendeeGlobe, других специальных проектах.
Понятно, что подобный Фонд может быть создан и поддержан только при создании действенной системы управления: общего собрания попечителей, совета директоров и органа для оперативного управления, во главе которого должен стоять опытный в парусе человек с безукоризненной деловой репутацией.
Понятно, что работа по созданию Фонда может занять определенное время, на которое Федерации срочно нужны будут деньги для своего функционирования. Этой проблемой уже занимается предполагаемый председатель Попечительского совета, который будет создан при ВФПС на основе прозрачности и подотчетности. Многие из тех членов Попечительского совета, которые вышли из него как раз по причине безотчетного расходования немалых средств, уже заявили о готовности вернуться при приходе нашей команды. Надеемся, что и нынешние попечители продолжат свое благородное дело.
7. Международная работа
К сожалению, пренебрежительное отношение предыдущего Президиума к международной работе привело к существенному ослаблению позиций РФ в WS. Руководство международной Федерации с обеспокоенностью наблюдает за потерей авторитета России. Так, последние кадровые решения Президиума фактически привели к тому, что ВФПС фактически утратила шансы на избрание представителя на пост члена Совета WS. В связи с тем, что Выборная конференция ВФПС пройдет в преддверии аналогичной конференции WS, у нас есть еще шанс не ослабить, а усилить присутствие в этой организации.
Задачами Федерации в плане международной работы должны стать:
– четкое определение интересов Российских спортсменов и Российской Федерации во взаимодействии с международными органами по парусному спорту;
– формирование целей и приоритетов, исходя из этих интересов;
– дальнейший план работы по этим целям.
Каждый представитель России в международных органах WS и EuroSAF должен иметь четкие задачи по продвижению национальных интересов.
8. Работа с региональными федерациями
Наболевшей темой в работе с региональными федерациями сейчас стала неопределенная ситуация с учетом членства физических лиц, взаимодействию по распределению их членских взносов, учетом их голосов в конференции. Фактически ситуация заведена в юридический тупик.
Требуется реформа Федерации с передачей региональным федерациям полноценных функций первичных ячеек Всероссийской Федерации и налаживанием всех связей, вытекающих из этого.
9. Дебюрократизация и цифровизация
В век цифровой экономики, общих баз данных до сих пор официальные соревнования сопровождаются мандатными комиссиями, тренеры и спортсмены вынуждены собирать массу дублирующих себя бумаг, штампов, печатей для заявки на соревнования, причем одни и те же от регаты к регате.
Федерация должна взять курс на цифровизацию всех процессов, объединение баз данных и перевод всех взаимодействий в максимально упрощенный и цифровой формат. В этом ключе Федерация должна войти в пул первых пилотных проектов, организуемых Министерством спорта РФ в части цифровизации спорта.
Цифровизация должна также коснуться и объединения баз данных всех ассоциаций классов, региональных федераций, школ, клубов, организаторов соревнований.
Задачей Федерации здесь должна стать выработка стандартов обмена данными между базами, объединение всех возможных сервисов, сайтов, порталов в единое информационное облако.
10. Проект по выдвижению зимних видов парусного спорта в программу зимних Олимпийских игр
Российские спортсмены в зимнем кайтсейлинге и виндсерфинге – мировые лидеры. Мы предлагаем незамедлительно разработать программу по продвижению этих дисциплин совместно с WorldSailing в Международный Олимпийский Комитет. Это реальная возможность принести Олимпийские награды для Родины.
11. Иные направления деятельности
Конечно, помимо перечисленных вопросов, в программу должны войти и не менее важные, хотя и более специальные темы. Например:
– возрождение и поддержка отечественного спортивного судостроения;
– начало реального функционирования и усиление роли комиссии по этике;
– создание комиссии по дальним спортивным и экспедиционным плаваниям;
– создание полноценного Музея парусного спорта России;
– работа комиссии по СМИ;
– ... и другие.