Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Защитник подмосковного "Сатурна" Эдуард Мор появился в российском футболе не так давно, четыре года назад. Однако за свою недолгую пока футбольную карьеру он успел стать любимчиком специалистов, тренеров, болельщиков и прессы. А все потому, что Эдуард Мор помимо несомненного футбольного таланта обладает еще одним немаловажным качеством - он легко идет на контакт. В разговоре со мной Эдуард обмолвился, что общение с прессой стало неотъемлемой частью профессии футболиста, этого требует время. Если бы все коллеги Эдуарда Мора думали также, уверена, российский футбол был бы сейчас на другом уровне развития.
Эдуард Мор- футболист.
Как Вы начали заниматься футболом?
Сколько себя помню, всегда футболом занимался. В детстве все время играл один или в компании. В школе всегда был капитаном класса, сборной школы по всем игровым видам спорта: футболу, баскетболу, волейболу, теннису. Меня слушались.
Почему Вы все-таки остановились на футболе?
Я не могу этого объяснить. С детства любил и все отдавал футболу. Здесь не могло быть другого варианта. Многие в детстве колебались: футбол или хоккей. У меня такого не было. Хотя рядом с домом в Северодонецке, где я жил, был ледовый дворец, и существовала хорошая хоккейная команда. Также я два года занимался подводным плаванием для развития легких и ног. Примерно в классе пятом я пошел в футбольную секцию и начал заниматься футболом.
Поначалу Эдуарду Мору было тяжеловато. Он даже не попадал в состав городской команды своего возраста, однако потом все наладилось. Он заиграл в северодонецком "Химике", куда вернулся после нескольких лет в луганском спортинтернате. Такова была договоренность с клубом. Хотя уже тогда у Мора были предложения из других команд. Однако Эдуард события не форсировал и три года проиграл за родной северодонецкий "Химик".
Почему Вы стали именно защитником?
У меня всегда был неплохой отбор. Но я не персональщик, мне нравится начинать атаки, отдавать хороший первый пас, нравится красиво и без фолов отбирать у соперника мяч. Я редко нарушаю правила, и карточек у меня бывает мало. Не люблю грубой игры.
Кто Ваш кумир в футболе?
В детстве мне нравился Заваров. А сейчас - Зидан. В первую очередь мне нравится его манера общения с мячом.
Эдуард, Вы можете назвать тренера, давшего Вам путевку в жизнь?
Тяжело назвать только одного человека, потому что каждый, кто работал со мной, что-то вложил. Моим первым тренером, которого я больше всех люблю, был Александр Иванович Кучеренко. Он отдавал всего себя детям, был истинным фанатом своего дела. Под его влиянием мы очень сильно полюбили футбол. В луганском спортинтернате моим тренером был Сергей Николаевич Горьковенко. Он, к сожалению, уже умер. Мы были его первым набором, и, естественно, он старался доказать всем , чего стоит как тренер. Он тоже многое дал нам в футбольном плане. В "Химике" нашим тренером был Юрий Иванович Ванкевич.У меня с ним были непростые отношения. На смену ему пришел Юрий Григорьевич Коваль, занимавшийся со мною индивидуально.
Уже тогда Мора приглашали в киевское "Динамо". Он был с командой на сборах, ездил на турнир в Италию, дал согласие на переезд в Киев и… остался играть в "Химике". И он не жалеет. Потом была луганская "Заря" и финансовые проблемы этого клуба. Мора решили продать. Однако федерация футбола Украины хотела оставить Эдуарда Мора играть в этой стране, попросив руководство"Зари" продать Мора в один из украинских клубов. В киевский "ЦСКА" он не пошел сам. Ему не хотел играть в этом клубе, ведь с детства мечтой Мора был московский "Спартак". Как чувствовал Эдуард, что не за горами приглашению в команду его грез.
У всякого игрока должна быть свою команда. Я всегда считал, что моя команда - это московский "Спартак". Эта команда близка мне по духу,атмосфере, мне нравится ее стиль игры.
Как же Эдуард Мор очутился в "Спартаке"?
Однажды мне сказали, что есть возможность попасть в "Спартак". От кого исходила инициатива я не знаю. Я об этом узнал вообще после Нового года(1998 года - С.Ч.) . А жена Елена рассказывала, что слухи о моем переходе в"Спартак" ходили еще осенью.
Вот так: сначала болельщики, потом жена, а затем уже сам футболист.
Не знаю, как все это получилось, но в "Спартак" меня привез Юрий Белоус. Я сразу попал в основной состав, однако после сборов руководство решило, что я еще не готов выступать за основную команду, и я еще год отыграл в дубле.
Реально в основе "Спартака" Мор появился на Кубке Содружества - 99. Напомню, тогда в команде были травмированы ведущие футболисты Евгений Бушманов, Дмитрий Ананко, Илья Цымбаларь. Быть может с этим, а может и с тем, что Эдуард Мор действительно хорошо проявил себя в играх за дубль,связано то, что Олег Романцев доверил игроку место в команде. И не прогадал. Мор получил стабильное место в основе. В начале 1999 года его приглашали в питерский "Зенит". На просмотр к Анатолию Бышовцу Эдуард поехал и произвел неплохое впечатление. Его оставляли в команде и предлагали куда более выгодные условия контракта нежели в "Спартаке". Однако Мор предпочел московский клуб.
А как складывались Ваши взаимоотношения с Олегом Романцевым?
Я никогда не разговаривал с ним вне футбольного поля, как и многие спартаковцы. Выходим на футбольное поле, он рассказывает о теории и тактике, и на этом наше общение с ним заканчивается. Есть футболисты, с которыми он иногда беседует, но со мной такого не было.
В период дозаявочной компании сезона - 2000 Мор перешел в подмосковный "Сатурн", что вызвало большой резонанс как в прессе, так и среди болельщиков и стало полной неожиданностью для всех поклонников футбола и для Эдуарда тоже.
На мой переход из "Спартака" в "Сатурн" повлиял ряд причин. Во- первых, когда я подписывал пятилетний контракт со "Спартаком" , то не ставил никаких условий, подписал чистый лист бумаги, настолько сильно мне хотелось попасть в команду. Со временем мне захотелось стабильности в финансовом плане. А во-вторых, и это главное