Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
В пятницу свой день рождения отпраздновала двукратная олимпийская чемпионка в парном катании Татьяна Волосожар. Та самая, ради которой продолжил карьеру самый неуживчивый фигурист-парник Максим Траньков.
Та самая, которую многие специалисты называют идеальной партнершей. Но корреспонденты агентства "Р-Спорт" приходят к выводу, что это не совсем так.
Фигурное катание — вид спорта, к которому большинство зрителей применяют эпитеты наподобие "возвышенный", "артистичный", "элегантный", "изящный"... И лишь те, у кого есть допуск на "фигурнокатательную кухню", знают, какое количество черновой работы приходится выполнить спортсменам и их тренерам для того, чтобы на выходе получилось произведение искусства. Работы, которая сопровождается криками и руганью, болью и слезами, а иногда даже затрещинами и пинками.
Однако ничего этого болельщики не видят. Перед их глазами только красивые взаимоотношения мужчины и женщины. И для них невдомек, что, разыгрывая на льду романтические истории, за пределами катка фигуристы могут не разговаривать друг с другом. Так, например, было с Еленой Ильиных и Никитой Кацалаповым, и именно по этой причине их расставание вызвало столь резонансный шок. "Они же так подходили друг другу", - судачили обыватели, не догадываясь, что на самом деле отношения партнеров в этом дуэте к концу его существования опустились примерно на уровень отношений кошки и собаки.
Таким столкновениям есть простое объяснение. Практически все великие спортсмены — люди с крайне непростым характером, как минимум эгоисты, способные ради своей цели идти напролом через любые обстоятельства. В которых качества под общим названием "доброта" минимизированы, уж не зря даже существует такое специальное понятие, как спортивная злость, а в методах многих спортивных психологов существует прием, основанный на выработке чувства ненависти к своему сопернику.
Но есть в мире спорта и исключения. И наша героиня — одна из них. "Добрая, скромная, тихая, милая" - именно так охарактеризуют вам Татьяну Волосожар люди, которые ее знают. В частности тренер Нина Михайловна Мозер, которая стала тренером ее пары с Максимом Траньковым. Те, кто не знают, но иногда с ней работают — журналисты, например — про тишину и скромность только подтвердят. В любом интервью Волосожар и Транькова ведущий — партнер, а Татьяна просто на него смотрит и изредка что-то добавляет.
Не секрет, что поставить в пару Волосожар и Транькова хотели давно. Например, об этом не раз говорила петербургский тренер Людмила Георгиевна Великова, чей супруг Николай Матвеевич долгое время работал с Максимом и привел его дуэт с Марией Мухортовой к званию чемпионов мира среди юниоров. Было это еще лет за пять до того момента, когда Татьяна и Максим получили возможность взяться на льду за руки, когда Волосожар не представляла себя в иной паре, кроме как со Станиславом Морозовым (причем и в спорте, и в жизни), а Траньков штурмовал вершины с фигурного катания с партнершей, которую, мягко говоря, недолюбливал, но принимал ее как данность.
Считали ли тогда Волосожар идеальной партнершей? Сложный вопрос, потому что, например, Морозову она не смогла помочь добиться больших спортивных успехов. И говорить, что в этом только вина партнера, который, мол, достиг своего потолка, а такое мнение бытует, тоже неправильно, потому что, например, в паре с Аленой Савченко Станислав стал чемпионом мира среди юниоров. Тогда можно сказать, что и Траньков не выиграл свои медали только из-за Мухортовой и "неправильного" тренера Олега Васильева, и это тоже будет некорректное утверждение.
Скорее, дело здесь просто в том, что в фигурном катании, как в жизни, есть люди, словно созданные друг для друга. Просто им надо какое-то время, чтобы найтись. Траньков катался в паре с хорошей фигуристкой Мухортовой у качественного тренера Васильева, который, на минуточку, сделал олимпийскими чемпионами Татьяну Тотьмянину и Максима Маринина. Но вот в этом трио не было взаимопонимания. Максим, человек, который способен погасить или, так скажем, временно обуздать все свои сложности характера, смириться с тем, что его фактически лишили слова, так и не смог. И, конечно, не справился с ощущением того, что он в этом трио по известным причинам личного характера третий лишний.
А проблемы Волосожар и Морозова крылись, скорее всего, в том, что это была пара двух мягких людей. В которой ни один, ни другой партнер не могли — а может быть, и не хотели — взять на себя роль лидера. Конечно, нельзя сказать, что Татьяна и Стас просто плыли по течению, нет. Они, например, переехали к Инго Штойеру, знаменитому немецкому тренеру, который сделал чемпионами Алену Савченко и Робина Шолковы. Но вот с Волосожар и Морозовым у Штойера ничего не вышло. Как были на четвертых-пятых местах в Европе, так и остались.
В жизни происходит много странных вещей, но то, как в итоге встали в пару Волосожар и Траньков, совсем уж удивительная с точки зрения нелогичности история. Вряд ли Станислав Морозов стал бы звонить Транькову и отговаривать его заканчивать карьеру после Олимпиады в Ванкувере, чтобы продолжить кататься с Волосожар, если бы знал, что в этот момент он отдает Максиму не только свою партнершу на льду, но и жену. А так, меж тем, и вышло. Через какое-то время после того, как Волосожар с Траньковым стали кататься в паре, они поняли, что у них есть потребность друг в друге не только в спорте, но и вне его. А дальше — обычное, в общем-то, дело.
Почему именно Волосожар и именно Траньков подошли друг другу, почему, добившись мало чего, называя вещи своими именами, с другими партнерами, они выиграли все, встав в пару? Проще всего это можно было бы назвать "химией", понятием, которое очень любит, например, Марина Зуева, специалист, которая, в частности, привела к званию олимпийских чемпионов Екатерину Гордееву и Сергея Гринькова. Про них тоже всегда говорили, что они были созданы друг для друга. Называли слово "химия" и сами Волосожар и Траньков, когда говорили о своих отношениях в одном из телевизионных фильмов.
Но любая химическая реакция может быть описана формулой, и формула успеха пары Волосожар и Траньков, как, может быть, это ни странно прозвучит, действительно довольно проста. Во-первых, притяжение противоположностей. Как притягиваются друг к другу "плюс" и "минус". Неукротимую, как казалось, энергию взрывного, взбалмошного Транькова погасила она, кроткая и тихая Волосожар. Он захотел кататься для нее, а потом и жить для нее. Весь его темперамент был направлен в одно русло, как энергия огромной реки направляется на турбину гидроэлектростанции. Она почувствовала в нем огромную силу и уверенность, которая перешла и к ней. Она была убеждена, что все, что они делают, — правильно, не сомневалась даже в те периоды, когда шел поиск, сопровождавшийся неизбежными ошибками. Ну и, конечно, нельзя не отметить третий фактор успеха — тренерский коллектив. В который, кстати, до самого мига победы входил и Морозов, сумевший (попробуйте представить, чего это ему стоило) поставить желание сделать олимпийской чемпионкой свою уже бывшую жену выше личных переживаний.
Сейчас мир фигурного катания ждет, вернутся ли Волосожар и Траньков на лед. На первый взгляд может показаться, что они заняты несколько иными вещами. Объявили о помолвке, судя по некоторым фотографиям, которые просачиваются в социальные сети, готовятся к свадьбе. Их спортивная жизнь уже ознаменовалась подъемом на самую заветную вершину, а вот жизнь семейная еще только маячит на горизонте. Хотя, собственно, одно другому не мешает, не правда ли?