Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
На сайте общественно-политической газеты "Республика Татарстан" опубликовано открытое письмо спортивных журналистов министру спорта Российской Федерации Виталию Мутко по поводу нашумевшего инцидента с досмотром болельщиц московского "Спартака".
"Уважаемый Виталий Леонтьевич!
Я не сразу решился обратиться к Вам с открытым письмом, но, поскольку искусственно раздуваемый болельщиками "Спартака" скандал не утихает, не могу оставаться в стороне как спортивный журналист и болельщик с большим стажем.
Предыстория: 5 августа одна из болельщиц "Спартака" публично пожаловалась, на ее взгляд, излишнее внимание со стороны полиции во время матча с "Рубином", состоявшегося 1 августа на Центральном стадионе Казани. Заявление никому неизвестной девушки тут же подхватывается и тиражируется сотней СМИ.
Мне, журналисту, явно заметны спланированность и продуманность этой пиар-акции. Во-первых, почему жалоба была обнародована именно 5 августа? Фанаты "Спартака" начали приезжать в Казань задолго до начала матча. По сообщениям СМИ, их задержания начались еще 30 июля. Продолжились 31-го. В день проведения игры 1 августа вновь десятки "спартаковских" фанатов оказались в отделах полиции из-за своего поведения. Все это время, включая три дня после игры, никаких претензий от фанатов не поступало. Такое ощущение, что болельщики вернулись домой, получили, как говорится, ЦУ, и появился этот вброс про "историю фанатки".
Мы все медийные люди и хорошо понимаем, как готовятся подобные "сенсации". Это своего рода кухня, где есть свои рецепты. И именно это блюдо надо было подать холодным. Ведь обычно, когда права болельщиков явно нарушаются, они реагируют в режиме он-лайн, как это было на матче "Рубин" – "Спартак" в Казани в декабре 2012 года. Тогда болельщиков в досмотровых помещениях заставляли разуваться (кстати, в результате были изъяты несколько десятков файеров), и возмущенные сообщения фанов заполнили Интернет еще во время игры. Тогда волну негатива поднять не удалось. Значит, сделали выводы, понимая, что сочувствовать крепким парням, устраивающим пьяные потасовки и драки с полицией, никто не будет. Решили действовать по-другому. Например, поднять тему "ниже пояса".
Уже освобождены из-под стражи большинство правонарушителей, задержанных накануне матча. Однако никто из них не попытался вызвать сочувствие у журналистов. Потому что им нечего сказать: виноват – отвечай. Но совсем другая история, если на сцену выходят "раздетые девушки". Хотя что было в действительности? Как следует из заявления Екатерины Степановой (во всяком случае, того, что опубликовано в СМИ) девушке предложили пройти в специальное отдельное помещение, где женщины-полицейские попросили ее снять одежду. Но болельщица ответила отказом! То есть ей предложили – она отказалась и прошла на трибуны. Так в чем проблема? Между тем, благодаря комментариям в СМИ уважаемых в спортивном мире людей, нам практически навязывают ложную картину случившегося: хохочущих мордоворотов в форме, раздевающих на глазах у толпы беззащитных девушек! "Недопустимость действий полиции", "неоправданное применение силы", "унижение" – это пока лишь слова, не подкрепленные ничем. Но именно эти слова подхватывают наши заклятые "друзья" на Западе. И вот уже про Катю Степанову и ее, извините, нижнее белье пишут "The Washington post", "Football", "National Post", "GOAL". И уже под сомнение ставится способность России принять чемпионат мира по футболу в 2018 году.
Сам собой возникает вопрос: чего добиваются своим поведением участники этого скандала и, выражаясь спортивным языком, на чьей стороне они играют? Я считаю, что сегодня не то время, когда можно безнаказанно чернить собственную страну.
Люди, которым близок футбол, помнят: пока не было агрессивного фанатского движения, на футболе никто никого не досматривал, а на стадион можно было проносить даже напитки в стеклянных бутылках.
Почему стали завинчивать гайки? Потому что эти самые бутылки полетели с трибун вниз. Потому что матчи останавливали из-за зажженных файеров. Ультрас на стадионах дрались, калечили друг друга. Где здесь футбол? Здесь нет спорта.
Сейчас ответственность за порядок на стадионе возложена на их собственников. Но что может сделать стюард? Максимум – попросить даму открыть сумочку. Он не имеет права даже заглянуть внутрь. А агрессивные фаны плевать хотели на эти просьбы! Поэтому крайне важно, чтобы никто не мог пронести на территорию стадиона опасные предметы – это же очевидно! И единственная возможность здесь – максимально жесткий досмотр со стороны полиции.
У людей, в отличие от СМИ, долгая память. Мы прекрасно помним, что Центральный стадион в Казани дважды в течение одного 2009 года был практически разгромлен футбольными фанатами, в том числе – фанатами "Спартака", которые вырвали и сожгли более тысячи кресел, а напоследок еще и вывесили на трибунах баннер с поздравлением к юбилею Гитлера.
Мы также помним, что фанаты устроили в Казани в апреле этого года, когда полиция после многочисленных просьб со стороны футбольного клуба "Спартак" попыталась отнестись к болельщикам максимально демократично. Они ответили погромом на центральной улице города.
Сказать, что казанцы были возмущены, значит не сказать ничего.
Я был на улице Баумана во время этого безобразия. Прогуливающиеся женщины с детьми бросались в сторону, девушки пытались укрыться за дверями магазинов, даже здоровые мужики спасались бегством. Вы считаете, что полиция должна работать так – позволять бесчинствовать хулиганью? А кто защитит мои права? Права законопослушного гражданина, медийного деятеля и рьяного болельщика? Я не хочу, чтобы мне на голову летели файеры из фанатских секторов, я не желаю слышать матерный рев "мяса" на стадионах, и я прошу оградить меня и подобных мне от чувства страха перед неуправляемой толпой.
В этом свете действия полиции 1 августа выглядят более чем обоснованными. И со мной солидарны десятки тысяч казанцев. По крайней мере, девяносто процентов всех комментариев под новостями на эту тему отражают мою точку зрения.
Ни в коем случае не хочу обижать нормальных болельщиков, свои "ультрас", к сожалению, есть у любой хорошей команды. Но они есть! И они портят жизнь всем остальным. Поэтому я был искренне огорчен и удивлен, Виталий Леонтьевич, когда увидел в СМИ Ваше заявление, что "не надо делать из фанатов хулиганов". Разве журналисты или полицейские заставляют фанатов проносить на стадион файеры и бросать их в игроков, как это было на матче "Зенит" — "Динамо" в Химках? Разве журналисты выскакивают на поле и бьют футболистов, как во время игры "Зенит" — "Динамо" в Санкт-Петербурге. Или может быть полиция принуждает болельщиков носить фашистскую символику?
Уже много лет пиар болельщиков ФК "Спартак" строится вокруг скандалов и эпатажа. На какую реакцию рассчитывают парни в футболках с нацистской свастикой с надписью" Батальон АЗОВ", бойцы которого сегодня убивают детей на Донбассе, или с изображением "мертвой головы" – символа 3-й танковой дивизии СС, сформированной из надсмотрщиков концлагерей в Дахау? (Прикладываю к письму сделанные мной фотографии). У меня все это вызывает только гнев и отвращение, и, думаю, я не одинок. Только непонятно, почему руководству клуба безразлично, что вся эта нацистская символика присутствует на красно-белых майках и соседствует с ромбиком "Спартака"? Или клуб разделяет убеждения своих болельщиков?
Господин министр, по-моему, очевидно, что это – тупиковая ветвь развития футбола и спорта в целом. И мы, спортивные журналисты, всерьез озабочены той подменой понятий, когда хулиганов называют жертвами, а защитников общественного порядка – нарушителями.
Уважаемый Виталий Леонтьевич! Вы отвечаете не только за развитие российского спорта, но и за то, чтобы он был общедоступным, интересным и безопасным. Я прошу Вас сделать так, чтобы ложные сенсации не могли повлиять на спортивную жизнь нашей страны.
Подписаться под моим письмом выразили желание многие коллеги."
С искренним уважением член исполкома Федерации спортивных журналистов России, вице-президент Союза спортивных журналистов Республики Татарстан, член наблюдательного совета ФК "Рубин", Александр Медведев.