Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
23 апреля свое 70-летие празднует известный в прошлом советский футболист, наставник, приведший сборную СССР к победе на Олимпиаде 1988 года, Анатолий Бышовец.
ФИФА поздравила Анатолия Бышовца с 70-летним юбилеем
"День рождения отмечать не буду. Посидим в кругу семьи. Я верующий, религиозный человек. Я вспоминаю Библию, где дважды грехом подвержен тот, кто соблазняет. И мне не очень хочется кого-то соблазнять, накрывая стол яствами, искушать людей.
Мой самый красивый гол? Несомненно - в ворота сборной Австрии (в июне 1967 года, сборная СССР победила со счетом 4:3 - Прим. ТАСС). Это был лучший гол в Европе. Сэр Алекс Фергюсон однажды отметил, что самый красивый гол в истории футбола забил Уэйн Руни, он тоже тогда забил ножницами через себя. Но английская пресса поправила тренера, сказав, что в 1967 году Бышовец забил еще красивее. Но у нас в стране как-то мимо этого прошли, не акцентировали внимание...
Я недавно комментировал этот момент для одного из телеканалов, очень ностальгический эпизод для меня. Показывали развитие атаки. С мячом был великий Эдуард Стрельцов, передача не менее великому Валерию Воронину, и в завершающей стадии Бышовец. Я поскромничал сказать, что я великий. Но, когда в 20 лет ты входишь в список 33-х лучших игроков, где Стрельцов первый, а ты второй, то это показатель, близкий к великому.
Самое большое разочарование меня, как для игрока - это неблагосклонный жребий в полуфинале чемпионата Европы 1968 года, когда после нулевой ничьей с Италией нам засчитали поражение. На высшем уровне после нас такого не случалось.
У нас уже не было сил на матч с Уругваем. Тяжелейшая встреча, с дополнительным временем. Я тогда забил мяч, причем забил чисто. Об этом писали Старостин и Качалин. Я сыграл в стенку, а при игре в стенку ну не бывает "вне игры"! Я забил мяч, и его не засчитали. Да и пропустили нелепый гол. На фоне усталости. Жалко, что не удалось пройти дальше. Но всегда бывает на счастье какое- нибудь несчастье. Мы не хотели попасть на сборную Бразилии. И мы были очень рады, что не придется играть с, возможно, лучшей командой в истории футбола. Мы все считали, что Уругвай нам по силам. Вот это с нами и сыграло злую шутку. Это ложка дегтя для нас".
Победа в финале Олимпийских игр над Бразилией - мой самый радостный момент в футболе и самый памятный матч, - сказал Бышовец. - Мы прошли весь турнир без поражений. И финал, как венец творения... Думаю, что это вершина для любого игрока, занимающиеся профессионально спортом. Победить Бразилию с рядом выдающихся игроков, начиная от Ромарио, Бебето, Жоржиньо… Их долго можно перечислять. Фактически все они - будущие чемпионы мира 1994 года. После матча у нас в раздевалке осталась одна бутылка шампанского.
Какая-то уверенность была, что мы победим, несмотря на то, что шансы были небольшие. Особенно после просмотра матча Германия - Бразилия. Это был фейерверк. Думаю, что матча лучше, не найти даже на чемпионатах мира. Я даже видеозапись не показал игрокам. Но тем не менее шампанского мы закупили, и много. После игры у меня была пресс- конференция, футболисты меня не дождались. И все же я успел выпить за эту победу немножко шампанского.
После матча было чувство… Нельзя сказать, что счастья. Многие ошибаются, говоря, что ты победил - и вот оно счастье. Сам процесс формирования команды был интересен, ведь мы начали с нуля. Нужно было разработать концепцию, подобрать игроков. Ну и главное - была цель создать команду с инстинктом победителя. Вот этот путь был сам по себе настолько интересен, настолько содержателен, он доставлял огромное удовольствие и счастье. А победы… Не столько должное, сколько венец творения.
А сейчас, уже в течении уже тридцати лет мы не имеем аналогов той команды. У нас нет сегодня примеров. И мы, к сожалению, начинаем забывать это. А ведь эти победы - это люди, игроки, тренеры.
У меня есть особое отношение к Кройфу, как к игроку, который повлиял не только на результаты сборной Нидерландов, а на качество игры в целом. Он повлиял на появление нового типа футболиста. Он расширил возможности в футболе. В тотальном футболе тренера Ринуса Михелса главное - это универсализм, сохраняя при этом индивидуализм. По яркости он уступает Пеле, ведь он так и не стал чемпионом мира, или Диего Марадоне. Но он был намного эффективнее.
Если говорить о футболистов, которые я тренировал, то среди них были талантливые. Их нельзя назвать гениальными, но были талантливые. Моя позиция такова - если ты не родился талантливым, то таким и никогда не станешь. Ты не воспитываешь талант, ты создаешь условия работы, расширяя и раскрывая возможности. Объясняешь футболисту смысл жизни, игры. Близких среди них мне два человека - Алексей Михайличенко и Игорь Добровольский. С первым я работал, когда ему было еще 11 лет. А со вторым - начиная с юношеской сборной.
Предложения по работе есть, но они мне неинтересны. Где-то нет условий, где-то цель - борьба за выживание, - сказал он. - Это именно тренерские предложения, не административные должности. Нельзя обманывать себя. Когда у тебя нет интереса к работе, то и нет результата. Но если мне поступит интересное предложение, я готов вернуться к работе. Я еще сохранил динамический стереотип, я физически пытаюсь быть готовым, информационно. Я постоянно нахожусь в гуще событий, анализирую, советую, общаюсь с тренерами и игроками. И, конечно, я готов психологически. Я не потерял уверенности в нашем футболе. И я не потерял уверенности в себе.
Для меня быть тренером - это польза и честь. Звучит, как девиз. Девиз по жизни", - добавил Бышовец.
Заслуженный тренер СССР
Записей (2)