Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Своим взглядом на положение российских танцоров в обществе мировых лидеров серебряный призер Олимпийских игр 1994 года поделился российский тренер Александр Жулин.
- Александр, где же наши танцы? Одно мнение гласит, что мы сильно уступаем североамериканцам, другое – что нет никакого отрыва, надо просто попасть в программу.
- Общая ситуация такова: мне кажется, двукратные чемпионы мира (Пападакис/Сизерон) находятся в особом статусе. Здорово катаются, абсолютные фанатики своего дела, фантастически владеют телом, коньком, и, что самое важное, у них элементы очень чистые. До хрусталиков, до бриллиантиков – все четвертого уровня и на "+3". Даже "+2" для них редкость. Совершенно до блеска вычищенная программа и есть секрет их успеха. С ними бороться очень тяжело любым парам.
- А нашим?
- Если моим, то, к сожалению, Дима с Катей (Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев) не участвовали в чемпионате мира, но у меня ощущение, что они поборолись бы там за какое-то пятое-шестое место. При условии года пропуска, всяких судейских дел. А сейчас, в связи с этим мельдонием, ситуация еще усложнилась. Но, я вам скажу, неспроста они пятикратные чемпионы России. Пара сильная, мощная. Что касается Никиты с Викой (Виктория Синицина/Никита Кацалапов)… Пара красивая. Но… Но. Чего-то не хватает, в элементах, работе коленей, в самой программе, вернее в ее смысле, в том, как они коммуницируют во время проката. Сохраняется восприятие, что каждый у них катается сам по себе. Всё в совокупности пока не выглядит тем самым, что может позволить ребятам бороться за мировую тройку. Саша с Ваней (Александра Степанова/Иван Букин) – пара хорошая, красивая, но, на мой взгляд, не лишена недостатков. Очень хорошие элементы, эксклюзивные твиззлы, классные вращения сопутствуют с чувством, от которого я никак не могу избавиться – дуэт смотрится так, будто он только что перешел из юниоров во взрослые. Я, конечно, не последняя инстанция в этом вопросе, но мнение у меня формируется именно такое, и я имею на него право.
- Ребята, которые не попали на чемпионаты Европы и мира совершенно по-спортивному принципу, Елена Ильиных и Руслан Жиганшин, отправились искать победного счастья за океан, к Игорю Шпильбанду.
- Оба спортсмена хорошие – и по коньку, и по эмоциям, но создается чувство, что они настроены на разные радиоволны. Партнеры не совсем сочетаются и в этом отношении, как дуэт, они уступают многим американским и канадским конкурентам именно в сочетании. Может быть, конечно, Шпильбанд сотворит чудо…
- Игорь сказал, что паре нужно кардинально поменяться, и особенно Руслану. Елене нужен…
- …Лене нужен Кацалапов.
- Второго такого нет?
- Нет.
- Условный Поже?
- Не то.
- Ну а Сизерон?
- Совсем не то. Сизерон – это совершенно другая харизма. Ильиных/Кацалапов были адской смесью. И в этом они были безумно привлекательны. Связка двух лидеров, которые друг друга подстегивали даже руганью. Их программы пробирали до мурашек. Сейчас мурашками и не пахнет.
- Когда-то эта пара была вашей, и вы готовили ее к наградам Олимпийских игр в Сочи, до того, как они ушли к Николаю Морозову. Сейчас у нас есть танцоры, которые смогут претендовать на медали Пхенчхана?
- На медали? Может, я вам покажусь самонадеянным, но я очень большие надежды возлагаю на пару Тиффани Загорски/Джонатан Гурейро (дуэт, тренирующийся у Жулина). Они абсолютно не похожи на русскую пару по стилю, очень по-западному нестандартны, и это очень подкупает. Правда, я не хотел бы говорить об Олимпиаде в Южной Корее, но та, которая состоится через шесть лет, возможно, будет актуальна для ребят с точки зрения реальности пьедестала.
- То есть в них вы видите тех хулиганов, которые, по вашему же высказыванию, побеждают на Играх?
- Нет, наоборот – у Тиффани с Джоном отменная чистота линий и потрясающие ребра при скольжении. Это то, чем порой грешат русские пары, ведь на недостаточно вычищенных ребрах в дорожках мы теряем много баллов. Также у этих фигуристов мощные поддержки и само катание, по площадке они перемещаются с огромной скоростью. В прошлом году мы упустили много времени, так как было непонятно, даст ли федерация фигурного катания Франции официальное добро на выступление Загорски за Россию. Ребята тренировались в подвешенном состоянии. Я им говорил: "Делайте прокат". Они вихрем летели по льду, а у самих в голове: "А для чего? А если не дадут релиз? А зачем нам это надо?". После получения открепления у них возникла совсем другая мотивация, и за месяц они совершили огромный качественный скачок.
- Как-то разговаривал с Татьяной Тарасовой по попсовой теме с вариантами развития карьеры Евгения Плющенко, и она по ходу ответа давала понять, что если в двукратного олимпийского чемпиона поверит его тренер Алексей Мишин, то она поверит не в самого Плющенко, а в Мишина. И потом она упомянула Загорски/Гурейро, сказав, что верит на слово Жулину, который в "новороссийский" дуэт готов вложить силы. Ощущение, что специалисты доверяют вашему умению, но не столь видят потенциал в самой паре.
- Нет, как раз масса людей, включая Татьяну Анатольевну, которую я безмерно уважаю, (члена технического комитета Международного союза конькобежцев (ISU) по танцам на льду) Аллу Викторовну Шеховцову, которая очень боролась за то, чтобы наша страна получила эту пару именно в сочетании Тиффани и Джона, видят потенциал ребят. И он очень большой. Главное, чтобы они не ленились, делали невозможные совершенно вещи и реализовались.
- Чтобы Сизерона догнать, нужно быть именно "вычищенным", и по сути всё?
- Да не только. Растянутым до безумия. Смотреть балет, жить фигурным катанием, читать книжки по истории, культуре, быть эрудированным… И этого будет мало. Сизерон вобрал в себя все возможные данные, не имея практических недостатков. Шаг сумасшедший, руки пластичные. При их с Пападакис чистом прокате очень сложно другим соперничать. А сейчас в эту компанию добавляются два фанатика по фамилиям Вирчу и Мойр (Тесса Вирчу/Скотт Мойр, олимпийские чемпионы 2010 года и серебряные призеры Игр-2014). Эту выдающуюся пару тоже никак не сбросишь со счетов.
- Что из них сделают тренеры Мари-Франс Дюбрёй и Патрис Лозон?
- Представляю, что теперь за связочка будет на их канадском льду (Вирчу/Мойр и Пападакис/Сизерон тренируются у Дюбрёй и Лозона в Монреале). Это будет что-то подобное, когда Мерил и Чарли (Дэвис/Уайт, олимпийские чемпионы 2014 года, серебряные призеры Игр-2010, работавшие под руководством Марины Зуевой в американском Кэнтоне). Сейчас канадцы будут подстегивать друг друга с французами и сформируют мощнейший кулак.
- Не станут ли Тесса со Скоттом повторением истории Джейн Торвилл и Кристофера Дина, которые откатали на века в Сараево-1984, а спустя десять лет вернулись в "любители" и завоевали "всего лишь" бронзу Лиллехаммера-1994?
- Посмотрим, как они выйдут из этого двухлетнего пропуска. Возвращаться непросто, но когда-то вернулись спустя те же два сезона Гордеева и Гриньков (Екатерина Гордеева/Сергей Гриньков, олимпийские чемпионы 1988 года в парном катании, которые после паузы в карьере победили на Играх 1994 года), и вопроса, кто станет олимпийскими чемпионами, ни у кого не возникло.
- Причем у Вирчу имелись серьезные проблемы с коленом.
- У Пападакис в это межсезонье тоже были немалые трудности, она не каталась три месяца вообще и не помнила, как зовут партнера. Но у них всё получилось.
- Шпильбанд говорил, что французы катаются "на двух ногах", слишком просто.
- Я сам прекрасно вижу, что программы их построены в основном на беговых шагах, кросс-роллах и красивых проездах. Но красивых же! Это первое. Второе - судьи обязаны оценивать элементы, а они у французов на "+3". Третье - всё, что между элементами, создаёт атмосферу. Получается очень атмосферное катание на очень большой скорости со множеством очень интересных перестроений и с прекрасными элементами. Я думаю, что судьи просто забывают о том, что "две ноги" у них на льду, три ноги, четыре… Сделано восхитительно и в таком контексте программы, что совершенно ее, программу, не портит. А я тем временем вижу много пар, которые вставляют помимо двух дорожек шагов, которые занимают чуть ли не полторы минуты со всеми этими скобками, крюками и выкрюками, те же самые сложные шаги и в остальной части проката, чтобы показать, что они ими владеют. Но на самом деле наблюдать за крюками и выкрюками - скучнейшее занятие. Их интересно смотреть, только когда они сделаны, как у Патрика Чана или Юдзуру Ханю. Или да, у него самого - у Сизерона. Когда крюки эти незаметны. Глянешь на лед и ловишь себя на мысли: а по-другому и не поставишь танец. Пападакис/Сизерон перебивают общепринятое такой цельностью, что вопросов нет. Делает Патрик Чан скобу – это ведь наслаждение. А когда люди корячатся и повторяют как бы то же самое, чтобы был эффект насыщенности программы, то у судей никакого впечатления и не остается. Посмотрят и скажут: ну да, трудно им, стараются, молодцы. Есть искусство, а есть работа, и первое стоит намного дороже. Языком чесать легко, но совместить всё в программе не каждому под силу. Каждый из нашего тренерского цеха хотел бы, чтобы его фигуристы катались, как Пападакис и Сизерон или как Торвилл и Дин. Но не всегда получается. Ты тоже зависишь от "материала".
- Максим Ставиский в недавнем интервью заметил, что Сизерон толкает вперед танцевальную моду, а Кацалапов и Букин стали подражать французу в пластике.
- Подражать можно кому угодно, но нужно, чтобы движения шли изнутри. В каждом движении должен быть смысл, а если ты понимаешь, что твое тело недостаточно пластично работает, то начинаешь самого себя шлифовать в зале. Вначале долго корячишься, а потом достигаешь или нужной мягкости, или, наоборот, жесткости. Но если в программе ты открываешь руку и не понимаешь - зачем, то никакого впечатления ты не произведешь.
- С другой стороны, Соловьев как-то не стремится быть похожим на француза.
- У Димы есть своё лицо. У Пападакис/Сизерона катание в стиле, я бы сказал, унисекс, где непонятно, кто партнер, а кто партнерша – настолько они совпадают во всех своих пертурбациях. Эдакий балет "Видение Розы". А Дима – это "мэн". Я строю программы для него и Кати по принципу "мужчина/женщина". Для меня это безумно важно, и ведь этого контраста никто не отменял. И если теоретически представить, что наша пластика не будет уступать Пападакис/Сизерону, то мы все равно будем ставить программу не такую кантиленную, как у французов, а с историей. Но всё это – пластику и историю – нужно еще совместить – ни одной завернутой пятки, ни одного проходного движения с откляченной задницей… Неспециалист может не разглядеть этих нюансов, но в них Пападакис/Сизерон пока лучшие в мире. Ощущение их превосходства не покидает. И Катя с Димой понимают, чего им не хватает. "Анна Каренина" (произвольная программа Бобровой/Соловьева) в начале сезона и на чемпионате Европы – это две разные программы. Только к середине сезона пришло понимание, что же действительно они катают. Кто он, а кто – она. И люди в Братиславе к нам стали подходить, говоря, что мы показали самую интересную историю из тех, что были на чемпионате Европы. Именно историю в театральном плане. Поэтому превращать Боброву/Соловьева в Пападакис/Сизерона совершенно не нужно. Точно так же, как не нужно было когда-то превращать Пападакис/Сизерона в Ильиных/Кацалапова. Другими вещами надо брать.
- В танцах намечается столкновение вот этих историй и влюбленных взглядов?
- У русских пар всегда неплохо получалось направление "мэн энд вуман".
- Но у Синициной/Кацалапова тоже "мэн энд вуман".
- Я это называю программой "Из жизни голубей". Вроде влюблены, но настолько сладко всё, что становится приторно. Любовь ведь разная бывает, поэтому у них "вроде бы любовь", рядом с любовью.
- Не хватает истории?
- Наверное, и истории, и исполнения, ведь у любви несколько этапов и граней. Зарождение, встреча у кинотеатра, конфетно-букетный период, секс, конфликт. А тут они встретились с цветочками у кинотеатра, программа закончилась, а они так же с этими цветочками у кинотеатра стоят.
- Точнее мнение и не выразишь.
- Музыка красивая, они сами красивые, в начале посмотрели друг на друга, в конце посмотрели. Всё смотрят, смотрят…
- Степанова/Букин отличаются в этом плане?
- Они просто другие. Но здесь важно понять пару при работе с ней. Когда я работал с Леной и Никитой, я понимал – это моя пара. Когда стал работать с Катей и Димой, тоже понял – моя. Я понимаю, на свой взгляд, что Степановой/Букину чего-то не хватает, но чего?.. Моя-то пара не поехала на чемпионат мира, поэтому критиковать их мне не с руки. Мне просто обидно, что 9-е и 11-е места на чемпионате мира – это… Давно такого не было. А может, и никогда. Печально и беспросветностью отдает, потому что проблема даже не в том, что на каких-то соревнованиях не попали на пьедестал, а в том, что судьи начали привыкать к тому, что нас не должно быть в призерах. Раньше танцами очень плотно занималась Алла Викторовна Шеховцова, а сейчас федерация ее немножко отодвинула от этой роли. Она спокойно работает в техкоме, и ей нынче нет особого дела до российского фигурного катания, на которое она положила четыре Олимпиады. И так за нас билась! И такую мы в ней имели поддержку! Человек был фанатом своего дела, как и (бывший президент Федерации фигурного катания на коньках России Валентин) Писеев. Это были люди, которые реально двигали танцы на льду вперед. Я очень благодарен им за поддержку, когда (Татьяна) Навка с (Романом) Костомаровым катались. А сейчас Алле Викторовне просто обидно, и вот вам, пожалуйста, результат. Таких людей нельзя убирать. Это мое мнение. У федерации всё хорошо в парном катании и женском одиночном, и, видимо, танцы волнуют их постольку-поскольку. Медали в Пхенчхане, судя по всему, должны быть в парном, женском видах и командных соревнованиях. Но с такими танцами я правда сомневаюсь, что нам гарантированы командные награды. Нельзя отметать всё хорошее, что было, и пускать в танцах на самотек.
- Соловьев сказал в интервью, что следующий сезон будет временем крайних экспериментов.
- Если они кататься будут…
- …ну давайте пока исходить из того, что будут.
- Все будут стараться находить моменты собственного отличия в широкой массе танцев на льду. Очень много программ стало схожих по стилю с тем, что делают Пападакис/Сизерон. Люди понимают, в каком направлении работают лидеры, и пытаются этому соответствовать. Здесь два пути: идти этим путем и стараться стать лучше или найти совершенно другую колею. С другой пластикой. Какая дорога правильная, я сам очень сомневаюсь. Технический комитет ISU просит, чтобы мы все вернулись к ритмам, чему-то более понятному, чтобы публика могла аплодировать. Но, помимо аплодисментов публики, нам нужно еще хорошо сделать элементы, чтобы восторг был от поставленного колена, от мягкого катания. Но на это нет рецепта.
- При этом важно создавать "мужчину/женщину"?
- Если бы у меня катались Пападакис/Сизерон, я бы не пытался из них сделать ярко выраженных мужчину и женщину. Я бы создавал атмосферность. Дуновение ветра. То, что они с таким успехом и творят. Но потом выйдет кто-то с кардинально другим подходом… Это как смотрел я в сезоне Ханю, а потом думал: ну лучше и программу поставить нельзя, и откатать нельзя, тот же (Хавьер) Фернандес проигрывает ему и по хореографии, и программа у него более обычная, но потом проходит чемпионат мира, и я ловлю себя на мысли, что лучше, чем Фернандес, прокататься нельзя, а у Ханю и программа какая-то немного не та. Важно, чтобы многое сошлось в одно время – и посыл, и техника, и хореография, и банальная физическая форма.
- Я пытаюсь представить в будущем Катю с Димой. Это должны быть "мужчина/женщина", но кардинально в другом обличии, без русской классики?
- Необязательно. Можно придумать миллион идей. Когда Дима играл сумасшедшего, он ни разу не посмотрел на Катю за две с половиной минуты. Потому что он по сценарию болен, не в себе, и задача была поставлена, чтобы он катался вообще без эмоций, только Катя на него смотрела. И это прочиталось.
- На следующий год будет хип-хоп…
- …и свинг. Пока мы в стадии выбора музыки, ребята работают со специалистами по хип-хопу и свингу. Я сам изучаю материал, но работаем мы так же и над "мельдонием". Этот вопрос надо решить, а там, глядишь, и до свинга дойдем. Главное, чтобы наша проблемная ситуация не затянулась надолго, поскольку программы надо ставить, а делать это в безвестности неприятно и им, и мне. Стимул должен быть конкретизирован. Как только будет понимание по этому вопросу, то мы вступаем либо в работу, либо заканчиваем.
- Если вердикт будет печальным, что ожидает дуэт?
- Мы для себя так решили: когда вердикт объявят, тогда и будем думать. Жизнь на фигурном катании не заканчивается, Дима вправе решать сам, продолжать ли ему кататься, с кем, либо он уйдет с Катей в шоу…
- Надеемся, что они будут вскоре думать о свинге. Но вы как-то, еще перед сочинскими Играми, сказали, что в олимпийский год никаких экспериментов, ваша пара будет катать привычную "Кармен". Тогда еще вы работали с Ильиных/Кацалаповым.
- Было такое мнение у меня, сейчас – не знаю. Время изменилось, появилось много других направлений. Раньше всё же было понятно. Едешь на Олимпиаду – показывай "Кармен", "Тоску" или другую железобетонную музыку, которую Пётр Ильич написал будто специально для олимпийских побед.
- Или ваш нелюбимый Нино Рота...
- Нино Рота как раз проиграл Олимпиаду рок-н-роллу. (Майя Усова/Александр Жулин завоевали серебро на Играх-1994 с программой на музыку Роты вместо подходящей для них классической музыки. Золото выиграли Оксана Грищук/Евгений Платов с программой на тему "Rock Around The Clock"). Кстати, удачное сравнение, актуальное и сегодня. Тогда Грищук/Платов просто взяли и поменяли в своем стиле вообще всё. Взяли и убрали всех рок-н-роллом. Никто не ожидал. Раньше вообще у нас идейные были программы, мы над Паганини долго работали. А сейчас катают в основном песни какие-то модные, тягучие, ни о чем. Мода меняется. То клёш носили, потом прямые джинсы, затем перешли на узкие. Движение в танцах идет в более непонятную стезю, и у меня нет ответа, где мы окажемся в итоге. И что будем катать в олимпийский сезон. У меня даже нет ответа - с кем.
- Как восстановление Ксении Монько?
- Спина болит, Ксюша в раздумьях, стоит ли ей продолжать кататься или нет. Пока добавить нечего.
заслуженный мастер спорта, двукратный призер Олимпийских игр, заслуженный тренер России по фигурному катанию
Записей (1)