Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Главный тренер сборной России по биатлону Александр Касперович в интервью агентству "Р-Спорт" подвел итоги тестовых соревнований в Пхенчхане, оценив всё - от качества снега до выступления женской команды, а также рассказал о возможности взять повара биатлонистам на Олимпийские игры, где болельщиков будет куда больше, чем на нынешнем этапе Кубка мира.
— Александр Владимирович, какие впечатления у вас остались от тестовых соревнований в Пхенчхане?
— Основная задача здесь была посмотреть трассу, чтобы смоделировать подготовку к Олимпиаде — в частности, ветровые условия на рубеже, климатические условия, состав снега. Мы привозили сюда группу спортсменов, в которую вошли Юрий Шопин, Тимур Махамбетов и Ирина Услугина, чтобы наблюдать за их физиологическим состоянием, вопросами адаптации, чтобы на следующий год мы не допустили в этом плане ошибок.
Мы просканировали всю трассу, провели большой объем работы — сейчас секретов раскрывать не буду. Теперь мы знаем всю логистику до стадиона, изучили вопрос с питанием, знаем над чем и с чем работать, какие вопросы ставить перед руководством, чтобы не было никаких шероховатостей на Олимпийских играх.
— Снег здесь особенный по своим характеристикам?
— Он тут мучнистый, не такой агрессивный. Похож на наш сибирский снег - такой, как у нас на Сахалине. Будем там тестировать лыжи на следующий год.
— А от выступления команды какие остались впечатления?
— С положительными эмоциями уезжаем отсюда — увозим малый Хрустальный кубок. Антон Шипулин на четырех рубежах отстрелялся на ноль в преследовании и завоевал серебро, Антон Бабиков отстрелялся на ноль. У девочек немножко не получилось, но это объяснимо все, в принципе.
Вопросов по выступлению мужской команды нет. Конечно, они не идеально акклиматизировались, хотя все находились в равных условиях. Я считаю, что они достойно здесь выступили, завоевали малый Хрустальный кубок в эстафете, выступили очень удачно в гонке преследования и, в принципе, в спринте, показали неплохие скорости. Самое главное, что они ознакомились с трассами и изучили условия.
Что касается девочек, у них была большая соревновательная практика, много стартов, держать такую нагрузку очень сложно, имея такой уровень подготовки. Но все равно у нас есть две спортсменки - Татьяна Акимова и Ирина Старых, которые составят конкуренцию на следующий год, будут участвовать в борьбе за медали.
— Результаты женской команды в эстафете подняли очередную волну критики. Что можете на это ответить?
— Я могу сказать одно: не все так плохо, если учитывать то, что мы имеем. Самый основной старт в этом году был чемпионат мира, и команда вышла на свое оптимальное состояние. Функциональное состояние я имею в виду. По дистанции девочки отработали хорошо, но не справились со стрельбой. Они завоевали медаль в смешанной эстафете, было четвертое место у Старых в гонке преследования. Успешное было выступление в спринте. Сегодня, когда ушли 80% опытных спортсменок, сразу ожидать успеха от тех, кто выступал на Кубке IBU или тех, кто занимал на этапах Кубка мира 60-70-е места... У нас есть две очень сильных спортсменки, они докажут на следующий год и покажут, что достойны выступать за сборную России. Есть молодые спортсменки, достаточно интересные, надеемся, что и они на следующий год тоже прибавят.
Год до игр
— Можно сказать, что трасса в Пхенчхане подходит Шипулину?
— Она подходит практически всем нашим ребятам. Мы любим такие крутые подъемы, затяжные подъемы. Трасса скоростная, интересная. Мы должны смоделировать подход — здесь идут спады, нужно потом опять разгоняться перед стрельбой. Это уже тонкости технической работы тренеров при подготовке к Олимпийским играм.
— Четвертое место в эстафете не смазало общего впечатления от малого Хрустального кубка?
— Это же борьба, это биатлон. Это важный приз в одной из самых престижных дисциплин — эстафетах. Нормальная была борьба, не получилось на первом этапе сегодня.
— Что не получилось конкретно?
— Я думаю, что Максим Цветков не справился с рубежом, не справился с ветром. Начал делать поправки, сбой произошел, может быть перевосстановился. Он говорит, что Хофер взвинтил темп, хотя мое мнение, что он прошел первый круг не в своем темпе, тактически неграмотно разложил свои возможности. Мы проходили это в 2009 году, когда здесь, в Пхенчхане, наша "русская ракета" Максим Чудов очень сильно прошел первый круг, а затем еле-еле закончил дистанцию. Трасса очень сложная и здесь нужно очень грамотно разложиться. Могу привести пример — Тимур Махамбетов в спринте показал абсолютно не свой результат, в спринте пошел со старта, выигрывая у всех секунду, а в итоге обыгрывал всего двух спортсменов.
— Цветков рассказал, что у него в первый день были проблемы с желудком. Женская команда тоже жаловалась на те же проблемы. Вопрос с питанием изучили?
— Еды здесь большой выбор, но есть своеобразные приправы. Возможно, будем брать некоторые продукты на Олимпийские игры. Или даже, возможно, своего повара. Нам еще предстоит это обсудить.
— У вас есть спортсмены, которые досрочно закончили сезон?
— Подчуфарова, если вы ее имеете в виду, сезон закончила, к апрелю месяцу она должна разобраться со своим состоянием здоровья и приступить к подготовке к следующему.
— А Слепцова?
— Слепцова сегодня тренировалась, она примет участие в чемпионате России, просто не примет участия в этом сезоне в оставшихся этапах Кубка мира и Кубка IBU.
— По ходу этого этапа Кубка мира вступило в силу решение о том, чтобы лишить Россию чемпионата мира 2021 года. Как восприняли эту новость?
— Пока этот чемпионат мира у нас не забрали. Пока юридически это не будет утверждено и обосновано, говорить об этом не стоит. Но я еще раз хочу сказать: если в футболе исключить Бразилию, то это не футбол будет! То же самое, что если в биатлоне исключить Россию, то биатлон без россиян будет очень сложно смотреть. Тем более, сколько делает Россия для развития мирового биатлона! Таких стадионов, как в Тюмени, в мире не существует.
— Косые взгляды представителей других сборных на себе ловите?
— Это прошло уже. Да, мы испытывали определенное давление, но справлялись с ним. Сейчас, в принципе, все затухает. Среди тренеров у нас хорошие взаимоотношения: мы все общаемся, с теми же французами здороваемся, вместе стоим на бирже, работаем...
— Здесь все отмечают, что увидели условия, в которых пройдут Игры, но на самой Олимпиаде, все-таки, будет всё иначе. Прежде всего, по атмосфере.
— Атмосфера Игр будет, и она будет очень давить. Болельщиков прибавится, шуму больше будет, ответственности тоже. Предолимпийская неделя и Игры - это два абсолютно разных старта по уровню, но трасса останется той же, как и стрельбище, ветровая ситуация, обстановка.
— Тренеры по примеру коллег из лыжных гонок не рекомендовали внести какие-либо изменения в конфигурацию трассы?
— Этот вопрос вокруг трассы в Пхенчхане обсуждался после чемпионата мира 2009 года, когда здесь были резкие повороты. Но сейчас мы видим, что организаторы учли все пожелания, и никаких замечаний по конфигурации нет, спрофилирована она сейчас грамотно. Есть вопросы по подготовке трассы, но я думаю, на Олимпийских играх они ее хорошо подготовят. Тут даже после первого дня им в этом направлении многое удалось сделать, потому что в первый день уровень подготовки трассы был как у нас на районных соревнованиях.