Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
20 октября в здании "Нового Манежа" в Москве в рамках Первого Всероссийского спортивного форума "Россия – спортивная держава" состоялось открытие выставки "Спорт в искусстве". Выставка проводится по инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани и при поддержке Правительства Москвы.
На экспозиции представлено около шестидесяти произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания Государственного Русского музея, посвященных теме спорта и физической культуры. Среди них работы Александра Дейнеки, Александра Самохвалова, Алексея Пахомова, Леонида Чупятова, Матвея Манизера и других.
Целенаправленное развитие темы спорта в различных видах отечественного искусства началось в советскую эпоху. Художественно-эстетические и этические принципы изображения спорта определились еще в 1920-е годы, когда с образом гармоничного человека так же, как и в Древней Греции, стало прочно связано понятие патриотизма. Ключевой становится идея покорения пространства и времени вкупе с идейно-воспитательной составляющей спорта, связанной с задачей подготовки физически развитого человека, который "готов к труду и обороне" (легендарный значок ГТО появляется в 1930 году, когда тема спорта окончательно утверждается в качестве важного раздела советского искусства). Спорт как неотъемлемая часть подготовки человека к любым трудностям становится лейтмотивом таких работ, как "На стадионе" Александра Самохвалова и "Спортивные игры на стадионе" Сергея Луппова, проявляется в открытой форме в плакатах "Выше знамя красного спортинтерна. Крепите фронт пролетарских спортсменов против войны и фашизма!" Петра Караченцова и "Работать, строить и не ныть..." Александра Дейнеки.
Мотив героического как составной части спорта получил преломление в женских портретах-типах. Изображенные на них молодые девушки должны были справляться с новыми, ранее считавшимися совершенно не женскими задачами, именно благодаря спорту ("Девушка в футболке" и "После кросса" Самохвалова, "Физкультурница" Ивана Куликова).
Вместе с тем в 1930-е годы создавалось немало посвященных спорту произведений, в которых агитационное, идеологическое начало было сведено к минимуму. Оно сменялось проникновенным лиризмом, любованием природой ("Пейзаж с красным деревом (Бег)" Леонида Чупятова, "Лыжники" Сергея Лучишкина, "Стрелки из лука" Алексея Пахомова).
Курс на освоение классического наследия в 1930-е годы особенно отчетливо проявился в скульптуре, где изображения античных атлетов воспринимались как идеал воплощения образа современного спортсмена. В таких работах как "Физкультурница после плавания" Абрама Браиловского, "Серафим Знаменский" Сары Лебедевой, "Борцы" Матвея Манизера, "Бег", "Пловчиха" и "Дискобол" Самохвалова раскрыта совершенная красота обнаженного тела.
Романтика спортивных достижений в это время обнаруживала себя не только в живописных и скульптурных произведениях, но и в декоративно-прикладном искусстве. В фарфоровых статуэтках, вазах, чайниках, кружках и кубках с изображениями лыжников, стрелков и гребцов раскрывались новые грани того массового явления, которым стали спорт и физическая культура.
К концу войны спортивная тема возродилась вновь, обретя мажорное, праздничное звучание в картине Дейнеки "Раздолье".
На рубеже 1950-60-х годов значительным разделом спортивной темы становятся портреты известных атлетов. Классическим образцом представляется картина Дмитрия Жилинского "Гимнасты СССР". Среди изображенных - подлинные герои спорта, многократные олимпийские чемпионы Полина Астахова, Борис Шахлин. Юрий Титов. Интерес к выражению индивидуальности каждого соответствует духу времени середины 1960-х годов.
На конец 1950-х - начало 1960-х годов приходятся самые значительные успехи советских футболистов. Массовость и зрелищность футбольных матчей выразительно и оригинально раскрыта в серии цветных автолитографий "Стадион" Бориса Ермолаева - своеобразном аналоге телерепортажа об игре. Серийность вообще характерна для работ того времени, ибо многообразие видов спорта и спортивного досуга зачастую "не вмещалось" в рамки одной работы и требовало воплощения в развернутых циклах (литографии "Спринт", "Соперницы", "Под кольцом" Василия Власова).
Необычное преломление тема спорта получила в 1970-80-е годы в творчестве представителей "альтернативного" или неофициального искусства. Эмоциональная приподнятость и пафос, зачастую сопровождавшие прежде отображение этой темы намеренно снижались, а подчас и пародировались ("Регбисты" Владимира Видермана, "Игра в мяч" Владлена Гаврильчика).
В отдельном зале фонд "Арт - Линия" представил произведения известных московских скульпторов и фотографии современных столичных художников. Авторы видят в спорте не только победно-героический пафос. Их герои забавны и смешны ("А судьи кто?..." Бориса Черствого), иногда наивны и трогательны ("Золотой мальчик" Сергея Бычкова), а порою насмешливы и ироничны ("Летающий лыжник" Михаила Дронова).
Гуманистическая миссия спорта актуальна и сейчас, представляя, по словам поэта и спортсмена Роберта Рождественского, "великолепный сюжет для искусства".
Экспозиция продлится до 28 октября.
Пресс-служба Минспорттуризма России.