Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Волейболистка московского "Динамо" и сборной России Наталия Гончарова поделилась мнением о главных соперниках в Лиге чемпионов, а также выразила сожаление, что чемпион России будет определяться в плей-офф.
Лететь в Турцию не боимся
— Как перед ответным матчем с "Дрезденом" избежать самоуспокоенности и ощущения, что выход в следующий раунд соперницы принесут сами на блюдечке с каемочкой?
— Излишнее спокойствие никогда не приводит ни к чему хорошему. Так что держим себя в тонусе. Прекрасно понимаем, что нам противостоит хорошая команда. Будем бороться с полным напряжением сил.
— Были в вашей карьере матчи, когда отдавали очень важную победу из-за шапкозакидательских настроений?
— Были, конечно. Какой-то конкретный пример навскидку, может, и не вспомню, но ощущение – мол, мы такие молодцы, так здорово играем – присутствует частенько. В результате – либо "зарубная" победа на тай-брейке, либо и вовсе поражение.
— Не хочется бежать впереди паровоза, но своей игрой и на групповом этапе Лиги чемпионов, и в российской суперлиге "Динамо" наглядно продемонстрировало, что созрело для побед в этих турнирах. Если с конкурентками на внутренней арене все понятно – это одноклубницы из Казани и Краснодара, то кто является, на ваш взгляд, самым опасным соперником в главном еврокубке?
— Если пройдем немок – в следующем раунде попадаем на "Фенербахче". Думаю, эта команда – один из главных фаворитов Лиги чемпионов. Еще следует опасаться швейцарского "Волеро" — состав у них подобрался серьезный. В любом случае, на следующей стадии слабых команд в турнире не останется.
— С учетом нынешней геополитической обстановки – не боитесь лететь в Турцию?
— Нет, конечно. Вообще, в Турции местные болельщики всегда хорошо относятся к нашим волейбольным командам. За примерами далеко ходить не надо. Хоть в январской олимпийской квалификации в Анкаре мы обыграли хозяек в полуфинале, никаких инцидентов, никаких выкриков с трибун не было. Хотя, конечно, перед началом турнира нас многие пугали… Мне кажется, разговоров о конфликте между нашими странами гораздо больше, чем реальных провокаций.
— Футбольные болельщики, присутствовавшие на матче Лиги Европы "Фенербахче" — "Локомотив", с вами не согласятся.
— (Смеется.) Вы о том нашумевшем случае? Могу вас заверить, мы майки снимать не собираемся. Многие говорят, что сейчас, после инцидента с Тарасовым, к российским командам в Турции будут относиться совсем плохо. Но я уверена, что все пройдет хорошо, без каких бы то ни было эксцессов. В Анкаре во время квалификации нас круглосуточно охраняли, за нашим автобусом ездила чуть ли ни целая армия. Но, думаю, даже если бы не было таких беспрецедентных мер безопасности, никто не попытался бы нас обидеть. Турецкие болельщики от нашей сборной, наоборот, фанатели. Постоянно делали селфи, просили футболки…
Очень хочется наконец обыграть Казань
— На прошлой неделе московское "Динамо" провело один из самых ярких матчей сезона, со счетом 3-0 обыграв действующего чемпиона страны, "Динамо" из Казани. Понятно, что результат не совсем отражает характер борьбы – победу в двух первых партиях команда добыла в тяжелых концовках благодаря вашим блестящим ударам. И все-таки 3:0 – это 3:0. Насколько эта победа была важна?
— Конечно, регулярка — это далеко не финал. Но психологически нам очень важно было обыграть этого соперника. Сколько мы уже проиграли Казани решающих матчей… Обидно.
— Недавно должок казанского "Динамо" перед московским еще увеличился – после победы на тай-брейке в полуфинале Кубка России. Наверное, говорить о каком-то комплексе перед казанскими одноклубницами не стоит – но все-таки, насколько тяжело из года в год проигрывать им решающие матчи?
— Тяжело, конечно. Мне – особенно. Состав у нас периодически обновляется, девчонки меняют друг друга, а я уже четыре года подряд проигрываю казанскому "Динамо" в финалах чемпионатов России. Тем приятнее была последняя победа со счетом 3:0 – пусть она и принесла нам не титул, а всего лишь моральное удовлетворение. Мы в той игре допустили минимум ошибок. А игроки Казани, по их собственным словам, сейчас не в форме… Но, наверное, так можно объяснить любое поражение…
Теперь еще сильнее хочется победить Казань в финале. Жду этого очень давно.
— Чем этот сезон принципиально отличается от четырех предыдущих? Никогда еще очковый перевес вашей команды перед конкурентками по суперлиге не выглядел столь весомо.
— Главное отличие – мы очень хорошо играем. Конечно, было бы здорово, если бы золотые медали разыгрывались по итогам регулярного чемпионата. Но, к сожалению, чемпион определится в "Финале четырех". В котором все прежние победы и заслуги не будут иметь ровным счетом никакого значения.
— На ваш взгляд, какая система определения лучшей команды страны – самая справедливая?
— Конечно, "гладкий" чемпионат. На протяжении всего года команда демонстрирует определенный уровень. Кто стабильнее всех – тот и чемпион. В "Финале четырех" судьба титула может зависеть от одного-единственного розыгрыша… Хотя болельщикам, конечно, интереснее смотреть либо какую-то финальную серию, либо "Финал четырех".
— А полноценный плей-офф, начиная с четвертьфиналов?
— А когда его проводить? В календаре и так нет места. Просто вспомните, сколько уже турниров за последние месяцы пришлось провести сборницам… Очень мало времени для отдыха, мы всеми силами стараемся каждый лишний день каникул выбить у федерации. В этом году пошли нам навстречу, появилось 4 или 5 лишних дней. Но если бы ВФВ как-то нашла возможность еще сократить наш чемпионат – это принесло бы пользу сборной. Но решать не нам.
— Насколько тяжело набирать форму несколько раз за сезон? За период с августа по январь только сборная сыграла три крупных турнира. А ведь есть еще и клубные задачи, которые у "Динамо" более чем амбициозные…
— Самый тяжелый момент – преодолевать спад, который неминуемо наступает после выступлений за сборную. Спад на самом деле просто дикий… Приходится себя буквально заставлять, изыскивать какие-то дополнительные резервы. Спасибо большое тренеру "Динамо" по физподготовке – Дамиру Колецу. Он мою форму научился поддерживать отлично.
Если Гамова вернется в сборную – значит, кто-то из девчонок останется без Олимпиады
— Перед олимпийской квалификацией были предчувствия – или, может, даже уверенность – что сборная России финиширует первой?
— Предчувствий каких-то не было. (Улыбается.) Если честно – мы делали все для того, чтобы заранее обеспечить себе путевку в Рио. Чтобы летом после клубного сезона было хоть на несколько дней больше для отдыха. Иначе пришлось бы ехать в мае на мировой отбор в Японию, там мучиться… Перед финалом с Голландией все сказали друг другу в раздевалке: "Девочки, пожалуйста, давайте выиграем, чтобы потом со спокойной душой отдохнуть и целенаправленно готовиться к Олимпиаде". И в итоге все выложились на сто процентов, все сыграли здорово.
— Глупость — что чемпион Европы не получает прямую путевку на Олимпиаду?
— Конечно. По-моему, такое положение дел существует только в нашем виде спорта. В итоге олимпийская квалификация стала, по сути, повторением чемпионата Европы. В финале пришлось играть с теми же голландками… После окончания турнира в Анкаре мы шутили, что теперь мы не двукратные, а трехкратные чемпионки Европы.
— Кто в Рио-2016 будет главным соперником нашей команды?
— Одну команду не выделишь. Бразилия, США, Китай… Ну и многие другие сборные тоже способны преподнести сюрприз. Олимпиада – самый главный турнир, все постараются по максимуму привлечь своих звезд. Даже тех, кто последнее время за сборную не играл.
— А что думаете в этой связи о возможном возвращении в сборную России Екатерины Гамовой? Например, что скажете о варианте, когда бы вас с ней меняли по ходу партий, чтобы передняя линия сборной всегда была максимально опасной? При этом всем понятно, насколько микроклимат в женском коллективе – хрупкая вещь…
— Даже не знаю, как ответить. Все-таки это должны решать тренеры и федерация. Все зависит от того, какой они видят нашу команду. Если Катя поможет – это будет здорово… Ну а кого куда поставить – как я могу рассуждать на эту тему, это тоже целиком прерогатива тренерского штаба. Могу только сказать, что когда Кати не было, все без нее очень старались, выкладывались на сто процентов. Мы выиграли чемпионат Европы, выиграли олимпийскую квалификацию, и атмосфера в команде очень хорошая. Что будет дальше, если она вернется – даже не знаю. Это ведь будет означать, что кто-то из девчонок, кто завоевал для нашей сборной право ехать в Рио, останется без Олимпиады… Разумеется, тот, кого в итоге не возьмут, обидится… Сложно все.
— Ваше противостояние с Гамовой, которая защищает цвета Казани, – оно реально есть, или существует только в головах болельщиков и журналистов?
— Скорее, второе. Мне действительно все время задают вопросы об этом соперничестве – а его, как такового, и нет. Даже если между нами и есть конкуренция – то это исключительно здоровая конкуренция. Просто так получилось, что мы играем на одной позиции, обе являемся важными игроками в своих клубах, все последние годы встречаемся в финалах чемпионата России. Так что с точки зрения пиара, раскрутки интереса к волейболу такой журналистский ход вполне понятен. Интерес к волейболу в нашей стране действительно нужно повышать… Ну а если подходить к этому вопросу со спортивной стороны, то в московском и казанском "Динамо" хватает опытных и ярких игроков. Исход наших матчей не зависит от того, кто больше забьет – Гончарова или Гамова. Побеждает тот, кто показывает более командный волейбол.
Бразильские комары не пугают
— В Бразилии давно последний раз играли? Трудно там акклиматизироваться?
— Мы туда летим заранее – как раз чтобы избежать этих проблем. Конечно, любое путешествие на другой материк связано с определенными трудностями. Недосып, теряешься во времени… Последний раз была в Бразилии пару лет назад, играли в Сан-Паолу матчи "Гран-при".
— Как там с преступностью обстоят дела?
— У нас особенно не было времени где-то гулять. На наших глазах никаких инцидентов не было. Думаю, и в Рио все будет нормально. (Смеется.) Предвосхищая следующий вопрос – комаров мы тоже не боимся.
— Насколько Олимпийские игры – специфический турнир?
— Очень специфический. Ответственность всех сковывает. Из-за этого многие команды и игроки не показывают свой лучший волейбол. Именно поэтому Олимпиада – самое сложное соревнование. Борешься не только против соперниц, но и против собственной психологии. Что до формулы, то в Лондоне она была довольно комфортной. Между играми – несколько дней перерыва, есть возможность восстановиться.
— За какими-то другими видами спорта в Рио будете следить?
— Кого из наших будут по телевизору показывать – за тех и буду болеть. Времени ездить по стадионам у нас точно не найдется. За баскетболом было бы очень интересно понаблюдать – но наши сборные в Рио не попали.
— Сверху можете забить в баскетбольное кольцо?
— Сложно сказать… Ну так, дурачась если, волейбольным мячиком, который в одной руке держу – смогу. Баскетбольным – все-таки тяжеловато. У меня мама, кстати, очень хорошо в баскетбол играла.
— Допинговые проверки в отношении российских волейболисток в последнее время не ужесточились?
— Вроде нет. Во всяком случае, ничего подобного не заметила. Собственно, в российском волейболе проблем с этой темой никогда не было. Ну и наш вид спорта не предполагает чего-то подобного, мы в принципе не нуждаемся в допинге. Сколько раз к нам ни приезжали – ничего не нашли. И не найдут, пусть не надеются!
Если кто-то сводит счеты с жизнью – наверное, это заложено в человеке еще до рождения
— Поражение в четвертьфинале лондонской Олимпиады от Бразилии, когда наша команда упустила шесть матчболов, — самое тяжелое в карьере?
— Одно из самых тяжелых – точно. Оставалось только разок забить… Кстати, наш недавний полуфинал Кубка России с Казанью сложился по похожему сценарию, мы упустили четыре матчбола… Можно сказать, в Лондоне стали заложницами собственного максимализма и профессионализма. Сетка плей-офф складывалась таким образом, что в группе мы могли проиграть в последнем туре итальянкам – и тогда в четвертьфинале выходили бы на Турцию. Но о том, чтобы сознательно кому-то проигрывать, речи, разумеется, не шло. Сыграли в стиле "Россия, вперед, давай-давай, только победа"… Конечно, у нас был более чем реальный шанс обыграть бразильянок, которые потом стали олимпийскими чемпионками. Очень жалко и обидно. Но винить можно только себя.
— Тяжелый вопрос… Как считаете, то поражение стало важной составляющей комплекса причин, приведших к скорому самоубийству экс-главного тренера сборной России и московского "Динамо" Сергея Овчинникова?
— Наверное, это поражение стало одним из толчков – но не самой главной причиной ни в коем случае…
— Каково было после такой трагедии проводить сезон 2012/13?
— Отходили, конечно, долго все. Очень много говорили об этом, думали – почему, как? В итоге, прочитав что-то в интернете, что-то проанализировав, для себя пришла к выводу – если человек приходит к такому решению, значит, в него уже в детстве была заложена соответствующая программа. Скорее даже, не в детстве, а еще до рождения. Просто так человек не может с собой такое сделать… Честно, близко с ним никогда не общалась, только как с тренером – что в "Динамо", что в сборной. Очень жалко его. Но что поделаешь…
Сейчас нахожусь на пике карьеры
— Нынешний главный тренер сборной Юрий Маричев много работал в мужском волейболе. Это отражается на тренировочном процессе?
— В первый год его работы сказывалось сильно. (Смеется.) Но потом, наверное, Юрий Николаевич потихоньку пришел к пониманию, что нельзя от нас требовать столько же, сколько от мужчин – какие-то вещи мы все равно делать не сможем. И защита у женщин строится по-другому, и играем мы помедленнее…
— А с эмоциональной точки зрения женский волейбол сильно отличается от мужского? Можно сказать, что в нем гораздо больше перепадов, связанных с настроением и самочувствием лидеров?
— Наверное, да. От настроения у нас действительно зависит многое. Бывают всякие случаи, которые выбивают тебя из колеи. Иногда человек приходит на тренировку – и толком не может работать. Что ж, в таком случае тренеры его быстро "встряхивают". Ведь если кто-то один выпадает, это не может не сказываться на всем коллективе… Главное – живое откровенное общение, хорошее взаимодействие тренера и подопечных. Когда это есть – все получается здорово, все психологические всплески проходят, скажем так, с минимальными потерями для команды.
— Как можете охарактеризовать идеальный волейбол "по Маричеву"? В каких играх нашей сборной удавалось к нему приблизиться?
— Его идеал – это классный прием и быстрые передачи. К сожалению, часто хорошего приема нам не хватает, и приходится играть в более простой волейбол – по принципу "повыше мяч". Кстати, в этом, наверное, ключевое отличие сборной от "Динамо" — в национальной команде мы над приемом работает гораздо больше. Хочется добиться того, чтобы у связующих была возможность действовать максимально быстро и вариативно.
— Ваши персональные задачи в сборной и в "Динамо" как-то разнятся?
— По большому счету нет. Моя задача – атака. Если хороший прием, могу играть быстрее, если с приемом не ладится – атакую с высоких мячей… (Улыбается.) Но забивать-то надо в любом случае!
— Был в детстве какой-то турнир или даже матч, после которого вы точно решили – все, стану профессиональной волейболисткой?
— Да нет, какой-то отдельный момент сложно выделить. Занималась волейболом с первого класса, вместе с сестрой. У нас с самого начала хорошо получалось. С первого же дня нам очень понравилось. Даже мыслей не было попробовать другой спорт или вообще бросить. Так постепенно это переросло и в работу, и в жизнь.
— Тот факт, что вы не просто один из лидеров сборной, но и очень красивая спортсменка – помогает или мешает на площадке? Осознаете, что благодаря вам и в России, и в мире армия поклонников волейбола увеличивается? Это добавляет ответственности, мотивации?
— Конечно, чем больше болельщиков, тем приятнее играть. Как я уже сказала, волейбол у нас в стране пока не так популярен, как футбол, хоккей и даже тот же баскетбол. Хотелось бы, чтобы зрителей на трибунах было побольше. Надеюсь, когда-нибудь мы к этому придем. Ну и от нас, сборниц, это, конечно, тоже напрямую зависит. Когда Россия побеждает – интерес к виду спорта сразу растет.
— А вам не обидно, что когда футболисты выходят из группы на каком-то крупном форуме – это повод чуть ли не объявлять выходной по всей стране. А в волейболе даже бронзовые и серебряные медали не всегда признаются успешным выступлением…
— Скажу больше – в Рио мы летим исключительно за золотом. И действительно воспримем любое место, кроме первого – как неудачу. Остальные места нас не интересуют. Все будет зависеть от нашей подготовки. Если на максимуме отработаем все сборы, полностью выдержим нагрузки – у нас огромные шансы на победу.
— Какие-то персональные болельщики у вас есть? Помню, на одном из теннисном турниров какой-то мужчина все время держал плакат, адресованный Шараповой "Мария, выходи за меня замуж!"
— (Смеется). Нет, до такого дело не доходило. Хотя, конечно, в социальных сетях после каждой игры очень многие пишут слова поддержки.
— Недавно вы расстались с мужем, олимпийским чемпионом Лондона и либеро мужского московского "Динамо" Алексеем Обмочаевым. Однако непростой с эмоциональной точки зрения период никак не отразился на вашей игре…
— Эта ситуация никак мне не мешала. Конечно, не расстраивать меня все это не могло, но я старалась не переносить на площадку свои эмоции. И, кажется, это удавалось. Потому что если бы дала волю эмоциям – подвела бы всю команду. Настраивала себя таким образом, чтобы полностью сосредоточиться на тренировках и играх. Сейчас уже все нормально, все улеглось. Чувствую себя совершенно спокойно.
— Можете сказать, что демонстрируете лучший волейбол в жизни?
— Судя по результатам – наверное. Действительно, сейчас нахожусь на пике карьеры. И возраст, что называется, "правильный" – с одной стороны, до ветеранов мне еще далеко, с другой – опыт уже накопился серьезный. Хотя, конечно, резервы для улучшения игры у меня все равно имеются.
— Какая из всех побед за карьеру – самая памятная?
— Ой, за последние месяцы было столько ярких игр… Причем даже в проигранных матчах демонстрировали классный волейбол. Сборную США победили 3:0 на Кубке мира. На "Гран-при" американкам уступили, но тоже показали хорошую игру. Казань два раза в чемпионате России по 3:0 обыграли… Чемпионат Европы, квалификация… Даже сложно что-то выделить. Надеюсь, самая главная победа будет в Рио.
— А первая большая победа в сборной – на чемпионате мира 2010 года – не стоит особняком?
— Все-таки тогда я не была игроком основы. Когда отдаешь победе все силы, когда после игры, отбегав все партии, еле дышишь – тогда эмоции совсем другие… Все-таки чувство сопричастности победе – оно лично для меня очень важно.
Записей (1)