Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Самый результативный игрок российского футбола нападающий санк-петербургского "Зенита" Александр Кержаков вновь отсутствует на сборе своего клуба. Но это едва ли та же история, что была со Спаллетти и Виллаш-Боашем.
На грани фола
Александр Кержаков пропустил испанский сбор "Зенита", где прошла основная часть подготовки к сезону. Объяснили, что это было связано с травмой спины, которую футболист получил в ОАЭ на первом сборе. Когда команда возвращалась из Марбельи, Кержаков дал понять, что уже восстановился, и выразил надежду влиться в ряды на третьем сборе. Но в составе питерской делегации, которая отправилась в Бельгию, его снова не оказалось.
Что это, опять конфликт, теперь с Мирчей Луческу? Продолжение сериала, начатого историями с Лучано Спаллетти и Андре Виллаш-Боашем?
Тут надобно заметить, что вообще-то почтенная публика, охочая до жареного, не в курсе деталей. Никто за пределами узкого круга достоверно не знает, из чего там, со Спаллетти и Виллаш-Боашем, вырастали конфликты. Какие это были слова, взгляды, улыбки, шутки, поступки... Все видели только итог: сначала, по горячим следам, отлучение Александра от состава, потом, после натянутого прощения, скудные порции игрового времени.
Можно лишь предположить, что по сути то были какие-то покушения на тренерский авторитет – потому столь остро тренеры и реагировали. И такие действия на грани (или за гранью) фола вполне вписывались в тогдашнее самоощущение форварда.
Я – фабрика голов. А ты кто?
С самого начала своих зенитовских лет Александр привык к чувству того, что он востребован. И не чуть-чуть, а очень. И когда его, начавшего забивать, сразу стали носить на руках, и когда в 2006-м ни в какую не хотели отпускать в "Севилью", и когда в 2009-м быстро простили, подписав с повышением из "Динамо", и когда в 2012-м положили новый контракт, на уровне самых дорогих легионеров лиги – всегда у него были веские причины чувствовать собственную значимость. Не исключено, что где-то внутри он даже считал, что нужен "Зениту" больше, чем "Зенит" ему: на пике людям такое свойственно.
Потому и ко всем окружающим в команде – включая тренеров – он мог относиться с позиции силы: я здесь звезда, легенда, фабрика голов, а ты кто?
Когда у них случилась первая размолвка со Спаллетти, за спиной Кержакова был только что закончившийся сезон, в котором он забил 23 гола в 32 матчах. А также старт нового чемпионата, где он в четырёх турах забил пять раз. И ещё не высохшие подписи под новым, длинным и очень сытым контрактом. Как, при таких-то тылах, держать себя в узде, если что-то рядом не по душе?
К моменту разлада с Виллаш-Боашем акции, правда, уже изрядно упали, но всё равно оставались на уровне. Он продолжал вызываться в сборную, причём возвращался оттуда с голами, и, что важнее, по-прежнему приносил пользу "Зениту". Зарабатывал пенальти, проводил 90 минут на поле c ЦСКА и, самое главное, забивал: может быть, не так часто, зато красиво.
В общем, даже несмотря на присутствие Халка, самооценка Александра тогда принципиально не изменилась, тем более что в масштабе прямого конкурента, Рондона, он практически ничем не уступал. Он продолжал ощущать себя величиной вполне достаточной, чтобы не скрывать своих естественных реакций, в том числе в отношении тренера.
Благотворительность
Но за два последних года окружающий бомбардира мир поменялся слишком сильно. Дело даже не в том, что он перестал быть игроком сборной, – просто он больше не тот, без кого "Зениту" тяжко.
В 17-ти турах текущего чемпионата он забил однажды – с пенальти. Ещё разок отметился в Лиге Европы, и тоже со стандарта – когда рассыпалась израильская стенка. Оба гола – исключительно для личной статистики: на последних минутах, когда победа уже была обеспечена. Да и порции игрового времени красноречивы. За всю осень в старте он выходил лишь трижды. Час в первом туре чемпионата дома с "Локомотивом" (итог 0:0), час в первом туре Лиги Европы на поле "Маккаби" (к моменту его ухода 0:2) и все полтора часа против "Дандолка".
Вот тот матч против ирландцев, пожалуй, единственный в нынешнем сезоне, когда возник повод вспомнить настоящего Кержакова. Один из 26-ти, что провёл "Зенит" на осенней части сезона. Негусто.
И ведь даже его могло не быть. Прошлым летом "Зенит" очень долго думал, подписывать ли с самым результативным игроком в истории новый контракт. Эта дума, возможно, тянулась бы и дальше, да подоспел первый официальный матч, выходить на который без контракта не разрешал регламент. И не то чтобы заминка была вызвана, как это обычно случается, согласованием условий – клуб в принципе не был уверен в том, нужен ли ему Кержаков. Когда такое бывало?!
В общем, в итоге всё же подписали, на один год. А где-то фоном прозвучали шепотки, что с другим тестем не вышло бы и этого. Впрочем, кто-то обидное говорил вслух. Как Анатолий Бышовец: "Возвращение Кержакова в "Зенит" – благотворительность".
Другая сила
Так что нынешний сезон перевёл Александра в новую реальность. Которую он осознал и которую принял. Фраза "Получаю в "Зените удовольствие даже от участия в пресс-конференциях" буквального толкования не предполагает, но смену мироощущения показывает вполне. У нынешнего Кержакова, в отличие от Кержакова пяти- или хотя бы трёхлетней давности, нет основы для внутренней фронды. Затевать смуту против тренера на его месте сегодня может только полоумный, а так думать про себя Александр оснований никогда не давал.
И Луческу, думается, слишком мудр, чтобы провоцировать обострение отношений с клубной легендой. В этой теме он с самого начала поддерживал подчёркнутый нейтралитет. Мол, отношения с Кержаковым всецело дело клуба: мне его дадут, буду с ним работать – не дадут, буду работать с другими. Про игроков, без которых никак нельзя, тренеры обычно произносят другие фразы.
А потому и теперешнее отсутствие Кержакова в Бельгии едва ли имеет ту скандальную подоплёку, которую мы стремимся там рассмотреть. Просто сейчас идёт подготовка к конкретному матчу с "Андерлехтом", где Александр, учитывая зимний режим его работы, очевидно не помощник. Абсолютно такая же ситуация, к слову, с Иваном Новосельцевым, которого в Бельгии тоже нет.
Конечно, будь сегодня на дворе, допустим, 2010-й, Александра взяли бы любого – едва здорового, чуть живого – с надеждой долечить и выпустить. Тогда "Зениту" без Кержакова было нельзя. Сегодня можно. Сегодня в силе другие.