Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

Михаил Бутов: С чем мы вернемся в ИААФ и как меняется мировая легкая атлетика?

58 - Внутреняя страница новости

<p>Член Совета ИААФ, член президиума ВФЛА Михаил Бутов рассуждает о текущей ситуации в легкой атлетике.</p>

15:0628.04.2017

Член Совета ИААФ, член президиума ВФЛА Михаил Бутов на страницах rusathletics.com поделился своим мнением о текущей ситуации в легкой атлетике:

Вынесенный в заголовок вопрос подразумевает согласие с утверждением, что мы обязательно вернемся в полноправные члены Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ), и российские спортсмены будут вновь участвовать в международных стартах. В публикуемых размышлениях я постарался поискать ответ на вопрос "С чем мы вернемся в ИААФ и как меняется мировая легкая атлетика?". На вопрос "когда это произойдет?" точного ответа не даст сейчас никто, хотя правильно ответив на предыдущий вопрос, мы сможем приблизить и качественно улучшить свое возвращение.

В российской ситуации ключевым моментом для возникновения доверия со стороны мирового спортивного сообщества могло бы стать выступление Президента страны Владимира Путина на совещании в Красноярске 1 марта. Самым важным моментом в выступлении российского Президента стало признание наших ошибок и намерений выстроить систему, не позволяющую их повторять. "Мы должны прислушаться к тому, что сделала независимая комиссия Макларена, несмотря на промахи в ее работе. Надо признать, что у нас есть достоверно выявленные случаи применения допинга, а это абсолютно неприемлемо. Имеющаяся и существовавшая до сих пор российская система контроля за неприменением допинга не сработала, и это наша вина – нужно об этом сказать прямо и это признать" – заявил руководитель нашего государства.

Реакция зарубежных спортивных деятелей последовала мгновенно. Если говорить о легкоатлетическом сообществе, то президент ИААФ Себастьяна Коэ сказал в интервью уже 2 марта, о том, что он верит тому, что руководители ВФЛА начинают принимать обвинения в "ненормальности" ситуации, окружающей их антидопинговую политику, добавив, что есть "реальная возможность" для восстановления федерации в правах членов ИААФ в ноябре.

Президент Европейской легкоатлетической ассоциации Свен Арне Хансен, говоря о перспективах возвращения россиян, заявил во время чемпионата Европы в помещении в Белграде в начале марта: "Мы хотим Россию видеть вновь, это ясно! Я вижу прогресс в России, и у меня есть ощущение, что изменение менталитета там происходит, особенно на высшем уровне".

Прошло всего полтора месяца, и по итогам обсуждения на заседании Совета ИААФ наша федерация получила довольно жесткую реакцию на качество работы по преобразованиям как от Рабочей группы, так и от членов Совета. Что же стало причиной такой перемены настроения? Разве за это время кто-то в стране дезавуировал слова российского Президента? Нет, конечно! Но Совет апеллировал не к словам, а к делам. Неспроста в тексте отчета Рабочей группы этот момент мне представляется ключевым. "По-прежнему остаются вопросы по адекватной реакции на расследования профессора Ричарда Макларена и его доклады (здесь Андерсен цитирует негативные высказывания руководства ВФЛАо бездоказательном докладе Макларена). Требуется пересмотр отношения к информаторам и поддержка борьбы за "чистый спорт" членами сборной России, а также требуются реальные шаги (а не только правильные слова) со стороны руководства ВФЛА". Остальное, во-первых,мало относится к компетенции ВФЛА, во-вторых, требует новых переговоров и разъяснений.

За последние месяцы я много раз слышал утверждения у нас в стране, что это дескать, ИААФ пытается отвести от себя "коррупционный и допинговый" удар, перекладывая ответственность на одну страну. И в какой-то степени с этим можно было бы согласиться, если бы не одно "но".

"Отстранение ИААФ может стать одной из будущих рекомендаций, когда мы закончим вторую часть нашего отчета. Мы не раскрыли наши выводы по отношению к ИААФ из-за продолжающегося уголовного расследования, но это будет сделано в следующем докладе. Нам пришлось придержать эту информацию, потому что это могло бы поставить под угрозу расследование" – было заявлено комиссией ВАДА еще в ноябре 2015 года. ИААФ действительно оказалась перед серьезной угрозой. Что стало делать в этой ситуации руководство и Совет ИААФ?

Столкнувшись с допинговым и коррупционным кризисом, ИААФ не стала ждать ничьих решений, сама пришла к необходимости пересмотреть практически все аспекты своей работы, включая структуру управления. ИААФ очень быстро сформировала рабочие группы по проведению изменений в организации и в виде спорта в целом. В ноябре 2015 года случился скандал, а уже в марте 2016 года на заседании Совета был представлен достаточно детальный план действий по осовремениванию легкой атлетики как вида спорта, включавший в себя антикризисное управление, модернизацию соревнований как главного продукта ИААФ, обеспечение целостности вида спорта и противодействие нечестным способам и методам как на легкоатлетических аренах, так и в менеджменте и другие направления. Ведь кризис также предоставил ИААФ возможность создать современную структуру управления, которая подходит для достижения поставленных целей.

Все предыдущие годы ИААФ декларировала и вела большую работу по противодействию употребления допинга. Во многих аспектах деятельности она была прогрессивней и агрессивней многих других международных федераций в этих вопросах. Однако несмотря на это, было признано, что недостатки были очень значительными.

Они включали в себя возможность лидера (-ов) влиять на неконтролируемую систему управления, сложившуюся культуру, не позволявшую всерьез подвергнуть сомнению неустановленные никем полномочия президента, риск политического вмешательства в принятие решения, отсутствие голосов спортсменов на высшем уровне и отсутствие прозрачности. "Стены были слишком высоки, и власть осуществлялась лишь немногими", - сделала вывод независимая рабочая группа.

Но повторю, этот кризис породил начало реформы, которая интенсивно продолжается уже около года, и главная цель которой - гарантировать, что ИААФ никогда больше не столкнется с такими проблемами снова. Точно такого же подхода ждут и от нас! Об этом не раз заявляли члены Совета и Рабочей группы. Мы сменили полностью лица в руководстве федерации, но по сути в управлении ничего нового не происходит. Даже то, что было с большим трудом введено в новый Устав, не используется.

В ИААФ реформы управления происходят не в изоляции. Многочисленные обзоры ситуации, анализ, общение по этим вопросам с континентальными ассоциациями и национальными федерациями привели к изменениям в конституции в ИААФ, часть из которых уже принята, а остальные будут представлены на Конгрессе ИААФ в августе. Была утверждена и принята сильная программа управления в Федерации, которая предусматривает разделение политики и власти, независимых средств управления и контроля, прозрачности и ответственности, или в терминах рабочей группы "наличие компонентов надлежащего управления".

То, что ИААФ уже сделала в процессе реформ структуры управления, было определено в семи ключевых пунктах (желающие могут найти подробный отчет этой группы на сайте ИААФ):

1) ясные и точно определенные обязанности и роли, структуры и процессы,
2) увязка деятельности назначенных и выборных должностных лиц,
3) анализ работы комиссий и комитетов и преобразование их структуры,
4) обеспечение доступа и равенства в управлении членам организации,
5) разработка процедур проверки целостности, которые включают нормы поведения, этику, соблюдение правил
6) новая структура, отвечающая за обеспечение целостности (AthleticsIntegrity Unit)
7) новый независимый дисциплинарный трибунал.

Были внесены изменения в календарь основных соревнований, внесены изменения в регламенты и структуру расписаний, в Правила соревнований, в систему квалификации на основные чемпионаты с учетом однодневных стартов. Была создана специальная группа консультантов и практиков по управлению и проведению современных соревнований. Появились новые технологические решения на официальных стартах. Так, например, на прошедшем на прошлой неделе чемпионате мира по эстафетному бегу впервые использовались квадрокоптеры и камеры, встроенные в номера участников. Месяцем ранее на чемпионате мира по кроссу впервые проводились соревнования в смешанных кроссовых эстафетах. Продолжится практика использования питлейнов в спортивной ходьбе.

ИААФ поддерживает и эксперименты в неофициальных соревнованиях. К сожалению, практически незамеченным у нас в стране прошли в феврале в Австралии состязания Nitro Athletics. А это совершенно новый формат легкоатлетических командных соревнований на стадионе. С нестандартными решениями, с хорошо забытым старым, с необычными эстафетами. Продолжаются эксперименты и с уличной легкой атлетикой. Беговое движение в мире стало неотъемлемой и важной частью легкой атлетики, а трейлраннинг признан официальной дисциплиной ИААФ.

В ИААФ поняли, что легкая атлетика с каждым годом теряет зрителей, телезрителей - клиентов, если хотите. И не потому что она стала сильно хуже, а потому, что мир быстро меняется, и соответствие вызовам этого мира оказалось недостаточным. Серьезным сигналом для легкой атлетики стало перераспределение доходов от телевизионных прав на Олимпийские игры, где главный олимпийский вид спорта стал главным пострадавшим, потеряв немалую долю по сравнению с другими видами спорта. Вновь подверглись критике относительно несмотрибельные или несоответствующие требованиям современного общества с точки зрения МОК виды легкой атлетики, прежде всего, спортивная ходьба на 50 км. То есть проблемы из внутрилегкоатлетических добрались и до главной вершины нашего классического олимпийского вида спорта. Это произошло еще до обширных коррупционного и допингового скандалов в ИААФ.

Для чего я изложил всю эту информацию? Прежде всего для того, чтобы мы тоже активно действовали, используя этот и иной опыт. Мировая легкая атлетика меняется, и происходит это достаточно быстро. Конечно, в отличие от ИААФ у нас не было времени на проведение таких быстрых изменений в ноябре 2015-го. К сожалению, по отношению к нам поступили излишне жестко. Но сейчас-то нам не нужно ждать, когда еще о чем-то спросит или потребует Рабочая группа ИААФ. Нужно представить всем членам нашей федерации, тренерам, спортсменам рассчитанную и измеримую программу действий по созданию Честной Легкой Атлетики. И ее жестко выполнять. А возвращение ВФЛА в члены ИААФ станет в этом случае не целью, а результатом нашей деятельности. Если действовать иначе, то даже вернувшись в ИААФ, боюсь, нам нечего будет предъявить в смысле результатов легкоатлетическому миру и своим болельщикам.

Большое количество допинговых случаев в нашей стране было порождено во многом серьезным отставанием в области научных, тренировочных методик, организации спортивного питания, формирования культуры и техники движений. Другой серьезной причиной стала система мотивации тренеров и спортсменов. Оба этих основных фактора стали причиной возникшего отставания нашей легкой атлетики во многих ее видах. Это, а не особый допинг-контроль к нашим спортсменам, как продолжают утверждать некоторые тренеры. Усиленное внимание и контроль стали следствием нашей ситуации. А в результате мы на сегодня практически не имеем конкурентоспособных на мировой арене взрослых атлетов в недавно успешных видах, особенно у женщин (все средние и длинные дистанции, тройной прыжок, метание молота).

К сожалению, пока все благие намерения в этих вопросах не переросли в серьезные значимые практические шаги. Хотя, конечно, на это требуется время, и его нельзя упускать.Мы оказались в очень непростой ситуации, и нужны не очень стандартные решения для выхода из нее. Одно из возможных в профессиональном спорте – концентрация усилий на отдельных видах и на талантливых юношах и юниорах. Это все должно базироваться на принципах честного спорта, жесткой договоренности профессионального легкоатлетического сообщества и использовании финансовых рычагов управления. К примеру, в Великобритании принят не так давно на государственном уровне новый Кодекс для управления спортом в стране, который был подготовлен британским Советом по спорту. Этот Кодекс призван гарантировать высшие уровни прозрачности, этических (включая соответствие анти-допинговым правилам) норм и лидерства для любой спортивной организации, большой или маленькой, претендующей на государственное финансирование. Государство таким образом стремится стимулировать не только отдельных спортсменов и тренеров, но и организации, на практике доказывающие соответствие духу этого Кодекса.

С 2016 года в президиуме ВФЛА продолжается дискуссия, кто главный "клиент" в российской легкой атлетике, для кого мы проводим соревнования, участвуем в различных мероприятиях, организуем медиа активности и тп. Я неизменно отстаивал и буду отстаивать точку зрения, что мы должны работать для внешнего мира легкой атлетики, для зрителей, создавать фан-ориентированные продукты, а не соревнования-междусобойчики для внутреннего употребления. К этому подходу подталкивает и Министерство спорта России, всячески поддерживающее, особенно в последнее время, частно-государственное партнерство в спорте. В этом смысле федерации можно поучиться у организаторов массовых беговых событий. Вот там точно все делается для "клиентов", причем они сами вовлечены в современное, интересное и ставшее модным действие. И люди платят за это деньги, количество участников постоянно растет! А для организаторов это становится перспективным бизнесом. Откуда все это взялось? Да просто организаторы основных успешных событий взяли за основу модели управления из бизнеса, обогатили себя существенным международным опытом, благо многие из них говорят по-английски и сами ездят по зарубежным успешным стартам. Учитывают специфику спортивного продукта как бизнес-продукта, находят общий язык и задачи с местными и региональными властями. Постоянно учатся! И не только учатся сами, но и распространяют знания об организации пробегов, методах тренировок, спортивном питании и тп. открыто для других, потому что понимают, что для устойчивости и развития нужна стабильная и понятная бизнес-среда, нормальное рыночное пространство. Нужен менеджмент знаний в смысле их доступности для всей нашей большой страны. В 2015 году мы начали эту работу. Именно на эти задачи, направленные на изменение облика легкой атлетики во внешнем мире, были нацелены проекты по созданию Информационно-аналитической системы, проект "Национальное беговое движение", международная тренерская конференция, инновационное проведение Командного чемпионата Европы в Чебоксарах. Через новые технологии соревнований, через бизнес-подходы. Это поменяет наш вид спорта в силу необходимости работать по-другому в этой технологической среде. К этому я призываю коллег по Президиуму федерации с 2016 года, об этом написал в своей программе, опубликованной в ноябре прошлого года. Не учитывая этих тенденций, федерация будет отставать в развитии.

В Президиуме федерации продолжает главенствовать точка зрения, что соревнования проводятся прежде всего для спортсменов, а всепоглощающей задачей является отбор и подготовка спортсменов к официальным международным соревнованиям. С моей точки зрения эту важнейшую для нас задачу нельзя решить, следуя старой дорогой. Министерство спорта России для ВФЛА должно быть приоритетным, самым значимым, но ПАРТНЕРОМ в решении главных задач, включая весь спектр вопросов подготовки и выступления сборной команды.При этом должен быть достигнут разумный баланс доходов легкой атлетики в целом из бюджетных и внебюджетных источников и структуры затрат нашей организации. Обеспечивать выполнение госзаказа по подготовке сборной команды и выполнение задач по развитию вида спорта, по созданию продаваемых продуктов–соревнований, интересных зрителям и телезрителям, молодежи – два взаимосвязанных процесса. Это должно быть миссией для всех – менеджеров, тренеров и спортсменов, работающих в легкой атлетике.

Мы вернемся в новую, измененную Международную ассоциацию легкоатлетических федераций и довольно быстро меняющуюся легкую атлетику. С чем мы вернемся? Зависит от нас.

Михаил Бутов

Источник новости: http://www.rusathletics.com/nov/news.15856.htm
Узнать больше о персонах из публикации:
← Вернуться назад
нет комментариев
Опубликовать
Читают по теме
Спортивный хронограф
Сегодня, 19 марта

1922 г. — родилась Лидия СЕЛИХОВА (конькобежный спорт)

1936 г. — родился Алексей ХОРОШАВИН

1942 г. — родился Валерий ТРЕГУБОВ (бокс)

1945 г. — родился Модестас ПАУЛАУСКАС (баскетбол)

1947 г. — родился Владимир ДОЛГАНОВ (лыжные гонки)

читать далее
Наверх