Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

Комментарии экспертов 27.01.2022

Михаил Шлаен: ОТБЛЕСК ПОБЕДЫ В ЗОЛОТЫХ КУПОЛАХ

Полтора миллиона погибших. Вся великая наша Россия скорбит вместе с Ленинградом, склоняя голову перед его мужеством и героизмом, мужеством и героизмом его доблестных жителей. 78-я годовщина полного снятия блокады. Владимир Путин на Пискаревском Мемориальном кладбище почтил память и погибших, и удостоил президентским вниманием тех, живых, кто выжил, выстоял в жестокой борьбе с ненавистным врагом.

Это – великий подвиг! Во имя Победы! И среди совершивших его немало тех, кто тесно был связан со спортом. Об этом эти вспоминания нашего эксперта Михаила Шлаена. Однажды, несколько лет назад, мы публиковали их, но, полагаем, сегодня к месту, к очередной годовщине полного уничтожения кольца, страшными клещами почти 900 дней крепко державшего город за горло беды, повторить, несколько скорректировав, не мешало.

Ну что за чудо Санкт-Петербург, и без того красавец, наше окно в Европу и сам по высшему разряду европейский город со своими уникальными памятниками. Ну как оторвать взор от Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Инженерного замка, Исаакиевского собора, Храма Спаса на Крови с их золотистыми куполами и шпилями, сверкающими далеко за горизонт, за многие километры от Питера. Особенно сегодня, когда город весь практически в инсталляции в честь героев-ленинградцев.

Да было другое время. Война. Великая Отечественная. Страшное для страны, страшное для Ленинграда. Блокадное, почти 900 дней, когда стало не до восхищения замечательными сооружениями, произведениями архитектурного искусства, всемирным достоянием. Они превратились в мишени и ориентиры для вражеской авиации и артиллерии, которые лучше не придумаешь. Надо было срочно что-то предпринять, защитить эти важнейшие объекты, надежно укрыть эти цели-приманки.

Однако как это сделать быстро и качественно, да еще под угрозой налетов и обстрелов? Среди знакомых молодого архитектора Наталии Уствольской по спортобществу "Искусство" было немало успешных покорителей вершин в горах Кавказа и Средней Азии. Почему бы не обратиться к ним за помощью? Идею поддержали в городском управлении культуры.

Что ж, вернемся к тем незабываемым эпизодам в жизни города-героя. Одна из традиций в этот праздничный день снятия блокады - ровно в 12.00 полуденный выстрел из пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. Традиция не нарушена - он произведен. В разные годы это было доверено и нашему Президенту страны – как жителю родного для него города, так, скажем, и его другому знатному земляку, заслуженному тренеру страны Михаилу Михайловичу Боброву, Почетному гражданину Санкт-Петербурга.

Упоминание Боброва, одного из тренеров наших пятиборцев на дебютной Олимпиаде-1952, многолетнего руководителя городской федерации этого вида спорта, конечно, не случайно. Еще до войны он успешно освоил профессию инструктора альпинизма, подтвердив свою высокую квалификацию многими сложными восхождениями, а с ее началом, добровольцем уйдя на фронт, оказался в специальном отряде разведчиков и несколько раз побывал в тылу немцев. И, наверное, продолжал бы добывать важные сведения, однако был контужен и отправлен на лечение в госпиталь, располагавшийся в Михайловском замке.

Здесь-то его разыскал посыльный штаба фронта и вручил повестку прибыть в Смольный. Почти одновременно такие же повестки получили его коллеги альпинисты – Алоиз Земба, осветитель киностудии "Ленфильм", сотрудница спортобщества "Искусство" Александра Пригожева, выпускница консерватории и руководитель хора в одном из дворцов культуры Ольга Фирсова. Они и составили костяк группы, которой предстояло маскировать золотые вершины Ленинграда.

Зима 1941-1942 годов выдалась суровой, температура за минус 40, а на высотах, где должны были работать, еще ниже. Строить леса вокруг высоченных шпилей было нельзя – попадет на них снаряд, может начаться пожар. Решили подниматься на альпинистских веревках. Очень опасно, но иной вариант не просматривался.

Техникой подъема по отвесным скалам каждый из спортсменов владел, однако тут требовалось приспособить ее к условиям совершенно необычным. Высокие и тонкие шпили церквей и соборов раскачиваются постоянно – на горные хребты взбираться проще.

Маскировку начали с Адмиралтейства. Перед этим тщательно изучили чертежи, старинные карты и схемы. На подготовку ушла неделя. В который раз проверили надежность страховочного снаряжения: ведь, чтобы укрыть шпиль, надо было подниматься на высоту 72 метра, а еще на два метра выше – корона и кораблик.

Как же все это надежно укрыть? Красить нельзя – при демаскировке отлетят нежные лепестки позолоты. Выход нашли – сделать чехол и набросить его на пикообразное сооружение, увенчанное знаменитым трехматчевым фрегатом. На помощь привлекли летчика Владимира Судакова. Две недели он взлетал в небо в подвешенной к аэростату корзинке, чтобы на шарике возле кораблика установить и прочно закрепить блоки, через которые будут протянуты подъемные веревки. Выполнить столь сложную, более того, ювелирную, операцию мешал сильнейший ветер, и лишь на 15-й день, после нескольких неудачных попыток, наконец, удалось "пришвартоваться" к адмиралтейской игле.

Теперь настала очередь связки Бобров – Земба. Там, наверху, им предстояло сделать все необходимые замеры и эскизы, чтобы потом мастера портного дела (обратились в одно из морских училищ) смогли сконструировать небывалых размеров выкройку и сшить по ней гигантский маскхалат. Он весил чуть ли не полтонны, и после того, как Бобров и Земба доставили его на место, за работу – плотно укрыть объект этим серым покрывалом – принялись Ольга Фирсова и Александра Пригожева. Девушек поочередно поднимали на коротенькой и неширокой скамейке, которую они прозвали "душегубкой". Малейшее неверное движение и… Никакого "и". За плечами обеих был не один совместный сезон в горах, и уверенность друг в друге придавала им дополнительные силы. Снизу все с замиранием сердца наблюдали за альпинистами. Фактически без всякой страховки они выполняли такие трюки, которым позавидую циркачи и спортсмены-акробаты. Ткань быстро твердела на влажном ленинградском климате, да еще и при постоянном ветре, раскачивающем скамейку и, естественно, вершины тоже, так амплитуда раскачивания шпиля Петропавловского собора доходила почти до двух метров. Попробуй в такой ситуации приладиться прошить прочно иглой с ниткой мешковину…

Это только один из эпизодов работы специальной маскировочной бригады, созданной при штабе противовоздушной обороны города. На других высотных объектах она была не менее опасна и тяжела. Однажды – это уже случилось при укрытии шпиля Инженерного замка – со стороны Дворцового моста вынырнул истребитель со свастикой на борту. В это время Ольга Фирсова, раскачиваясь на "душегубке", предпринимала первую попытку маскировки. Самолет пронесся около нее так близко, что ей удалось даже разглядеть лицо пилота. Он выпустил длинную очередь, пронзившую чехол. Фирсова была на волоске от гибели… В другой раз вся четверка попала там же, на крыше-козырьке у основания шпиля, под бомбежку – снаряды разорвались буквально рядом. Чудом уцелели. А впереди ждал Петропавловский собор - с удаленностью от земли в 122, 5 метра верхней точки креста, держащего ангел.

К тому моменту Михаила Боброва отправили воевать на Кавказ – там формировались горнострелковые отряды для противостояния немецкой дивизии "Эдельвейс". Дистрофия, истощение голодом свалили с ног Алоиза Зембу, умерла Аля Пригожева. Осталась одна Фирсова с твердой решительностью продолжать работу и мыслью: "Если не я, то кто?". Но ей срочно требовались помощники.

Удивительное дело: кольцо блокады сжималось все туже, а мужественный город жил, боролся, заполнял зал на спектаклях Театра музыкальной комедии. В Большом зале филармонии под руководством дирижера Карла Элиасберга звучала Седьмая (героическая Ленинградская) симфония Дмитрия Шестаковича, партитуру которой доставили из Куйбышева. Когда и сейчас ее слышишь, все клокочет внутри, буря эмоций, мороз по коже…

Среди исполнителей был виолончелист Михаил Шестаков. Блестящий музыкант, ему прочили большое будущее, однако он, влюбленный в горы, весь свой досуг отдавал спортивным тренировкам, каждый раз разрабатывая новые скальные маршруты. Вместе с ним их штурмовала и Ольга Фирсова. А еще один оркестрант, и тоже, кстати, виолончелист, Андрей Сафонов, он ведь тоже альпинист…

В общем, мало кто из присутствовавших на легендарном концерте знал, что оба они уже будут через несколько дней в команде Фирсовой маскировать Петропавловку, а с ними Татьяна Визель, она славилась как хороший верхолаз.

По Ленинграду ходили слухи, что исторические высотные объекты укрывает от врага целый отряд бойцов, а их была всего небольшая горстка, которая день за днем – на морозе, в метель, под дождем, даже ночью, потому что днем чуть ли не каждый час объявляли воздушную тревогу,- не прекращала свою работу. Особенно тяжело пришлось в 1943 году, когда обстрелы не прекращались сутками. Фактически при каждом подъеме альпинисты мысленно прощались с жизнью, но они отгоняли эту мысль, взбираясь на макушки зданий.

… 27 января 1944 года Ленинград полностью освободился от пут блокады. Наконец можно обнажить шпили и купола, снова любоваться их красотой, однако военную "одежду" снимать с них не спешили, решили подождать до полного разгрома врага в его логове. И только в канун 1 мая 1945 года поступила столь долгожданная команда.

Его доверили исполнять Ольге Фирсовой. В полдень 30 апреля она начала свой исторический подъем к шпилю Адмиралтейства, чтобы сбросить с него чехол, открыть его лучам солнца и взорам ленинградцев. Ленинград ликовал, Адмиралтейская игла вновь предстала во всем своем великолепии.

И разве она одна? Пронзает небо шпиль Петропавловской крепости. На Садовой еще и Никольский собор. Да сколько их, таких памятников, золотых вершин у нашей великолепной северной столицы!

Неужели? Как они смогли? Смогли! Великолепная семерка. Ольга Афанасьевна Фирсова, когда ей было 84 года, совершила еще одно восхождение к золотому куполу Петропавловки, правда, по лестничным ступеням, что тоже непросто в таком возрасте. И как ту не сказать, что еще в молодости, штурмуя Эверест, она отморозила ноги и ей грозила ампутация…

Рассказываем об альпинистах, а в памяти всплывают имена наших самых первых олимпийских чемпионов, коренных ленинградцев Галины Зыбиной и Юрия Тюкалова. Они ведь тоже блокадники, более того, ее дети. 12-летний Тюкалов тушил пожары, помогал ослабевшим людям. 11-летней Зыбиной подставляли под ноги деревянный ящик, чтобы она могла работать на токарном станке, вытачивать какие-то детали, нужные фронту, а до завода девочка трудилась в совхозе. У обоих медали "За оборону Ленинграда".

(Кстати, уже неоднократно ИА "Российский стадион" поднимает вопрос, ходатайствует о присвоении Галине Ивановне Зыбиной , единственной из поныне живущих золотых медалистов Олимпиады-1952 (ей 22 января исполнилось 91 год), звания Почетного гражданина родного города, однако, к сожалению, реакции от питерских властей ни на одно обращение пока никакой…).

…А Владимир Михайлович Ганкевич, уверенно подкрадывавшийся к отметке 2 метра в прыжках в высоту (до войны такая высота покорялась в стране лишь нескольким спортсменам), служил в оперативном управлении штаба фронта. А один из сильнейших ленинградских мотогонщиков довоенной поры Борис Александрович Светланов (будущий известный спортивный фотокорреспондент) помогал прокладывать "Дорогу жизни".

И еще один известный мотогонщик Сергей Максимович Сергеев. И знаменитый яхтсмен и буерист Иван Матвеев... 

Это и в их честь, в честь спортсменов, на площади Победы возведен Монумент героическим защитникам Ленинграда.

Наши, от платформы "Российский стадион", поздравления со славной датой, знаменательной для всей России – 78-летием полного снятия блокады!

Михаил ШЛАЕН

Оцените важность темы

Рейтинг: 0 (оценок: 0)
1 2 3 4 5
← Вернуться назад
нет комментариев
Опубликовать
Все эксперты и авторы публикаций (199)
Михаил Шлаен

Публикаций (228)

член Международной ассоциации спортивной прессы, союза журналистов России и Москвы, федерации спортивных журналистов России и Москвы

16:55 27.01.2022
Подвиг Града Петрова вечен: 78 лет полного снятия блокады.
0
19:10 11.01.2022
Франсуа Каррара не дожил всего 10 дней до своего 84-летия.
3
12:20 06.01.2022
19 июля 2022 года Россия будет отмечать 70-летие своего дебюта в современных Олимпийских играх.
2
11:45 22.12.2021
Олимпийские игры - это как поход в горы. К ним нужно готовиться во всех смыслах.
8
1 2 3 4 5 6 7 ... 55 56 57

Наши эксперты (199):

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по видам спорта (69):

Виды спорта

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по темам (65):

Реклама:
Наверх