Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Сложно представить современный культурный мир без театра и кино. А ведь главные роли в фильмах, сериалах, театральных постановках исполняют профессиональные актеры, которые много лет осваивали актерское мастерство.
Откуда появилось актерское искусство? Кто придумал, выступать на сцене и перевоплощаться в героев? Когда появился первый театр в России? Об этом и многом другом поговорим сегодня.
Первые мировые театральные шаги
История возникновения театрального искусства уходит в Древнюю Грецию, где более двух тысячелетий назад появились сценки ряженых актеров и зрелищные развлечения публики.
Первые постановки проходили в канун религиозного праздника в честь Великого Дионисия. Шествия со статуей божества сопровождались веселыми песнопениями и драматическими зарисовками. Именно так в Афинах 5 века до н.э. зарождалась первая художественная самодеятельность.
Первый каменный театр в Греции был возведен в IV веке до н.э. Стоит отметить, что греки были поклонниками истинного реализма. При необходимости актер готов был умереть на сцене. И это не метафора.
Первые греческие актеры не использовали мимику. Все эмоции передавались при помощи специальных масок. Намного больше внимания уделялось пластике и движениям.
В России «начальным» этапом становления актерского искусства считают скоморошничество. Первое упоминание о скоморохах датируется 1068 годом. Причем стать «любимцем» публики мог кто угодно. А вот первый придворный театр появился во времена правления царя Алексея Михайловича. Представления для широких масс появились лишь в 1702 году.
Первым русским профессиональным актером считается Ф.Г. Волков, живший с 1729 по 1763 год. Именно он организовал первую в России любительскую театральную труппу актеров, работающую в Ярославле.
На основе деятельности Волкова в 1756 году в Санкт-Петербурге появился первый театр. И только спустя 200 лет в Москве был открыт Петровский театр, в репертуаре которого уже тогда присутствовали оперные, балетные и драматические постановки.
Как говорил В.Г. Белинский, состояние и развитие театрально-сценического искусства стало показателем «общественного просвещения и духа времени» в первой половине 19 века. В этот же период московская драматургия поделилась на Петровский драматический театр и оперно-балетные представления. В результате был создан Малый театр в Москве. И несколько театров в Петербурге, где самый знаменитый из всех – Александрийский.
Эволюция актерского мастерства происходит постоянно. До начала 20 века в игре актеров в России преобладали шаблонные характеры и типажи. Настоящую революцию совершил основатель МХАТ К.С. Станиславский, основавший свой театр в 1898 году.
Станиславский особо подчеркивал необходимость демократизации театра. Он говорил, что «мы стремимся создать первый… нравственный общедоступный театр». Именно он разработал систему актерского мастерства, которая в дальнейшем стала называться «системой Станиславского». Цель – исследовать, пройти путь органического перевоплощения актера (искусство переживания).
Среди репертуара МХАТ особое место отводилось пьесам А.П. Чехова. Причем образ чайки стал настоящим символом театра.
В советскую эпоху в репертуаре театров появилось много тематических спектаклей. В годы Великой Отечественной Войны появлялись пьесы, направленные на поддержку солдат и жителей осажденных городов.
В годы стагнации («застоя») особый интерес режиссеры и драматурги проявляли к социальным пьесам. Особый интерес вызывала пьеса «Взрослая дочь молодого человека» (драматургия В. Славкина, постановка А. Васильева).
В современные годы театр испытал настоящие трудности в поиске тематики и своего репертуара. Большинство драматургов брали паузу в своем творчестве, находясь в поиске современного героя.
Современный российский театр, несмотря на малое финансирование, растет и эволюционирует. Вновь создаются и открывают актерские школы, воссоздана работа актерской биржи, проходят бенефисы заслуженных актеров.
Почти весь XIX век в мире актерского искусства связан со становлением и развитием реалистического направления. Особенно эта тенденция усилилась к концу века. В этот период появилось немало великих драматургов – Г. Ибсен, Г. Гауптман, Б. Шоу. Серьезный новаторский подход и новые принципы в школе мастерства ввел К.С. Станиславский.
К XX веку актерское искусство уходит от абсолютизации одного конкретного метода и максимально приближается к многовариативности и разнообразию техник игры. Например, К. Малевич в рамках течения футуризма отстаивал и развивал принципы актерского мастерства, разработанные К. Крэгом. В их основе лежит «замена» актера «маской», герой пьесы должен стать марионеткой, лишенной любых эмоций.
Немецкий деятель театра Б. Брехт провозглашал уничтожение «четвертной стены», то есть провозглашал теорию, что актер должен быть отстранен и отделен от изображаемого персонажа.
В основе эстетических течений абсурдизма лежала театральная эстетика А. Чехова. В ней был разработан новый принцип игры, основанный на психологическом объеме изображаемого персонажа, но в сочетании с дискретностью и причудливым сплетением противоречащих качества.
Современное театральное искусство отличается отсутствием определенного канона и большим разнообразием стилистики. Хотя единое во всех течениях выделить можно – принцип эстетического и стилевого единства спектакля и ансамблевого актерского исполнения.
За время существования и развития театра в России было много выдающихся актеров, которые надолго запомнились зрителям своим умением перевоплощаться и по-настоящему проживать роль вместе с героями.
К таким заслуженным актерам театра и кино относят:
Также стоит вспомнить Георгия Жженова, Кирилла Лаврова, Владимира Басова, Николая Еременко, Наталью Гундареву, Василия Шукшина, Олега Ефремова и многих других заслуженных актеров советского театра и кино. Все они вошли в память зрителя и до сих пор фильмы, где главные роли исполняют эти актеры, показывают по ТВ.
Современному искусству игры на сцене можно обучиться в специализированных школах, ВУЗах, студиях, пройти онлайн-семинары для личного роста и даже на дому при помощи специальных упражнений.
По мнению драматургов, преподавателей и современных актеров, основные качества, которым стоит научиться или развить, это:
Практически все необходимые для превосходной игры навыки можно развить, главное – желание человека. При этом совсем не обязательно родиться «дарованием природы» и уже с детства читать поэмы наизусть разными голосами.
Многие жители городов записываются на курсы актерского мастерства, чтобы поднять уровень уверенности в себе, научиться ораторскому искусству, овладеть умением публичных выступлений. Упражнения для профессиональных актеров тренируют память, внимание, выносливость, пластику тела – все это важно и для простого офисного сотрудника, онлайн-специалиста и любого другого профессионала своего дела.
Проверить, подходит ли вам обучение актерскому мастерству, легко. Достаточно пройти короткий тест, чтобы понять, какие навыки актера «в крови», какие надо развивать, и стоит ли посвящать свободное время обучению «игре на сцене».
Хотите стать актером? Запишитесь на курсы театрального мастерства