Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Тренер танцевальных дуэтов Алексей Горшков почти не знаком широкой публике, наблюдающей за соревнованиями по фигурному катанию. И в этом нет ничего удивительного. Алексей не был чемпионом мира или Олимпийских Игр (в отличие от его знаменитого однофамильца Александра Горшкова, с которым Алексея иногда путают). Его наивысшим достижением в спорте стало десятое место на чемпионате СССР в 1984-85 годах, которое по тем временам было очень хорошим результатом, ведь в первенстве Союза принимали участие такие именитые дуэты, как Наталья Бестемьянова и Андрей Букин, Марина Климова и Сергей Пономаренко, Майя Усова и Александр Жулин. К тому же, Алексей продолжал тренироваться в своем родном городе Свердловске, где в 1987 году началась его тренерская карьера, которая позже продолжилась в Софии. В то время как в России не было льда, болгарская федерация предоставила все условия для полноценных тренировок группы Горшкова. Тогда в ней и появилась болгарская девушка Албена Денкова, которая встала в пару с Максимом Ставийским, оставшимся в Москве без партнерши. После пяти лет совместных тренировок спортсмены, не подходящие под принятый в фигурном катании стандарт “высокий мужественный партнер и точеная хрупкая партнерша” и выступающие за страну, не имеющую в этом виде спорта особого веса и многолетних традиций, прочно обосновались в десятке сильнейших танцевальных дуэтов. На чемпионате Европы-2001 в Братиславе Албена и Максим заняли восьмое место, которое является прекрасным достижением, учитывая тот факт, что практически весь прошлый сезон фигуристы были вынуждены пропустить из-за болезней и травм.
Сегодня Алексей Горшков живет и работает в подмосковном городе Одинцово, где летом прошлого года было завершено строительство прекрасно обустроенного дворца спорта, который, увы, остается единственным центром фигурного катания такого уровня в Подмосковье. На закончившемся неделю назад чемпионате России среди юниоров его ученики Наталья Романюта и Даниил Баранцев, которые в нынешнем сезоне уже стали бронзовыми призерами взрослого чемпионата России, подтвердили, что по праву носят титул сильнейшего танцевального дуэта страны в этой возрастной категории. Теперь действующим чемпионам мира предстоит серьезная борьба на льду Софии, где с 26 февраля по 4 марта пройдет очередное первенство среди юниоров.
Алексей, кто помогает Вам в работе с ребятами?
Сейчас в Одинцово находится Олег Эпштейн, мой тренер и еще один невостребованный российский специалист. Сам он из Екатеринбурга, но уже очень давно работает в Москве. Через его руки прошли такие спортсмены, как Ирина Лобачева, Илья Авербух, Анна Семенович, Владимир Федоров, Роман Костомаров. В ближайшее время Олег собирается уехать в Америку, так как единственная пара, ради которой он оставался в Москве, - Светлана Куликова и Арсений Марков, тренировавшиеся у него последние четыре года, – решила перейти Татьяне Тарасовой. На протяжении нескольких лет мы работаем вместе со вторым тренером Сергеем Чемодановым и хореографом Сергеем Петуховым.
Расскажите, пожалуйста, об истории создания дуэта Романюта-Баранцев
.Наташа и Данила попали в мою группу, когда им было по 12 лет. До этого они неплохо катались как одиночники: прыгали двойной аксель, хорошо вращались. Сначала катались с другими партнерами, но через два года я поставил их в пару. На своем первом чемпионате мира ребята заняли седьмое место, на следующий год – третье, а в прошлом сезоне стали чемпионами.
Как проходит подготовка к очередному первенству?
В нынешнем сезоне мы оказались в ситуации, противоположной прошлогодней, когда за очень короткий срок пришлось выучить взрослые обязательные танцы и удлинить произвольный, чтобы принять участие в чемпионате мира в Ницце. Сейчас мы вспоминаем обязательные танцы юниоров и тренируем укороченный произвольный. Более того, обязательные элементы, которые должны присутствовать в произвольной программе, у взрослых и юниоров разные. Есть вещи, которые очень тяжело убирать, особенно фигуристам, которые весь год катали этот танец. Однако у нас еще достаточно времени, чтобы сделать все так, как надо, и во всеоружии подойти к борьбе с нашими главными конкурентами, американцами Танит Белбин и Бенджаменом Агосто. В прошлом году они были бронзовыми призерами, а в этом выиграли финал юниорской серии “Гран-при” и заняли второе место на взрослом чемпионате США.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о произвольной композиции Натальи и Даниила.
Мы поставили программу на музыку из фильма “Черная кошка, белый кот” Эмира Кустурицы. Там есть сцена цыганской свадьбы: молодых людей насильно заставляют жениться. В конце концов они не выдерживают и убегают, начинается погоня. А серединку – танго “Табакерка” – я нашел в Польше. Смысл песни – одинокая женщина грустит, вспоминая о любимом, от которого осталась одна табакерочка
. Вот от этой идеи – свадьба, тоска девушки, погоня – мы и пошли. Причем она даже может быть непонятна зрителю, но он всегда чувствует, что какой-то смысл здесь есть. Можно откатать программу и спросить десять человек, и все десять человек поймут что-то свое. Самое главное – чтобы зрители хотели что-то понимать.Как бы Вы сформулировали основной принцип своей работы?
Отличаться от других. Пытаться отходить от общепринятых канонов и искать, искать, искать… Новые руки, новые позиции, что-то свое для каждого спортсмена. И как можно больше учиться.
(
Материал подготовила Надежда Кукебаева, ИА “Стадион”)