Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Надежды властей Сочи на рост туристического потока до пяти и более миллионов человек в год за счет увеличения числа гостиниц пока не сбылись: за последние годы городу так и не удалось преодолеть цифру в четыре миллиона приезжих. По данным городской администрации, в 2011 году Сочи посетили 3,69 миллиона человек, а в 2012 году — 3,98 миллиона. Однако эксперты туристического рынка отмечают, что снижается количество именно туристов, но приток приезжих не иссякает за счет тех, кто так или иначе связан с олимпийской стройкой.
"Когда в регион приходят большие деньги, это всегда хорошо. Сейчас очень много сочинских компаний, в первую очередь, в строительстве, грузоперевозках переориентировались на работы, так или иначе связанные с олимпийской стройкой", — говорит представитель сочинской проектной компании, выполняющей олимпийские заказы.
С другой стороны, собеседник "Прайма" сравнивает ситуацию в Сочи с затянувшимся ремонтом в квартире: "вроде и дело нужное, но все уже устали от постоянного стука отбойных молотков, грязи и пыли". Он пожелал сохранить инкогнито, как и многие другие предприниматели, опасающиеся неприятностей от местных властей и конкурентов.
Деловые вместо туристов
Еще в 2009 году два оппозиционных политика — уроженец Сочи Борис Немцов, баллотировавшийся тогда на пост мэра города, и Владимир Милов — в докладе "Сочи и Олимпиада" прочили сочинскому бизнесу самые мрачные перспективы, поскольку "превращение города в гигантскую стройку на несколько лет подряд просто отпугнет из города многих туристов". "До 50% населения Сочи имеет частный бизнес, связанный с курортниками. С деятельностью санаторно-курортной сферы так или иначе связаны до четверти трудоспособных жителей города. По экономике Сочи будет нанесен катастрофический удар", — отмечали Немцов и Милов.
Частично эти прогнозы сбываются. "Пока Олимпиада на туристический рынок Сочи влияет негативно: поток туристов в Сочи упал. Я бы не назвала этот сезон провальным: туристы все равно есть, но у нас продажи по Сочи упали на 20%. Большой отток, прежде всего, по Адлеру и по Центральному району города, даже в Лазаревском, несмотря на пик сезона, нет большого потока отдыхающих. Спрос на сегодняшний день отстает от предложения", — сказала "Прайму" Александра Сердюченко, генеральный директор сочинского туроператора ТБК "Аэлита", который специализируется на организации отдыха на юге России.
С другой стороны, владелец сочинской проектной компании рассказал, что в последнее время его фирма, ранее занимавшаяся проектированием жилых домов, теперь полностью переключилась на услуги инвесторам, строящим олимпийские объекты.
Такая же ситуация складывается и у компаний, занимающихся транспортными перевозками. "Раньше мы работали только летом, зимой был мертвый сезон. Сейчас в аэропорту стоим круглогодично", — говорит один из индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги такси в сочинском аэропорту.
Изменились и основные маршруты приезжих, отмечает он. Сейчас все чаще приходится возить в Красную поляну и в Адлер — места наиболее приближенные к олимпийским стройкам. А вот туристы уже не стремятся заселиться в Сочи и зачастую просят отвезти их прямо из аэропорта в соседнюю Абхазию.
"Сейчас популярна Абхазия, из года в год поток туристов туда увеличивается, и сервис подтягивается до российского уровня. В этом году неплохо продаются Геленджик и Анапа", — подтверждает наблюдения перевозчиков Сердюченко.
Она отмечает, что "ТБК “Аэлита" тоже переключилась на другие направления. "У нас есть небольшой прирост прибыли, примерно 3-5%, но это не потому что выросли продажи, а потому, что мы отказались от финансовых рисков по блокам, оптимизировали затраты, сократили бюджет на издание печатной продукции, переориентировались на другие направления", — поясняет она.
Кто выиграл: юристы, строители, таксисты
Первым, кто почувствовал дыхание Олимпиады в Сочи, оказался не строительный бизнес, как может показаться с первого взгляда, а юридические фирмы.
"Олимпиада дала толчок к регулированию ряда правовых вопросов, на которые граждане не обращали внимания. Не секрет, что по всей стране так называемая дачная реформа шла ни шатко, ни валко. В Сочи в связи с многочисленными выкупами и изъятиями земель граждане довольно активно начали оформлять свои права на недвижимое имущество", — говорит занимающийся частной практикой юрист Анастасия Тимченко.
Она отмечает, что такое поведение было полностью оправдано, поскольку много случаев с сочинской недвижимостью были настолько запутаны, что без помощи профессиональных юристов ее владельцы просто не могли обойтись.
Сочинские строители стали вторыми "выгодоприобретателями”"от Олимпиады. Достаточно посмотреть на официальную городскую статистику последних лет: на начало года строительный комплекс Сочи насчитывал более 1,8 тысячи организаций против 1 тысячи в 2011 году. Пользуются спросом и услуги местных перевозчиков, которые предоставляют в аренду и на аутсорсинге грузовые автомобили.
Однако именно они первыми почувствовали и "начало конца" Олимпиады: по данным городской статистики, деятельность автомобильного грузового транспорта в первом квартале этого года снизилась на 67%, а аренда грузового автомобильного транспорта — на 83%. "Многие компании, которые занимались перевозкой пассажиров, включили в свой автопарк грузовые машины — "Газели", "КАМАЗы". Но сейчас их стало так много, что за заказы приходится буквально драться. Работа пока есть, но еще полгода — и все закончится, или, если не закончится, то сильно сократится", — говорит Тигран, владелец двух грузовых "Газелей".
Знал бы прикуп — жил бы в Сочи
На рынке сочинской жилой недвижимости изменения начались задолго до того, как первый олимпийский камень был заложен в Имеретинской низменности. "После оглашения результатов конкурса на право проведения зимних Олимпийских игр в 2014 году цена квартир существенно возросла — в диапазоне от 25% до 150% в зависимости от проекта", — напоминают аналитики краснодарской компании Macon Realty Group.
Однако рост цен пришелся как раз на кризис 2008 года, и больших прибылей застройщикам и риэлторам не принес. Наоборот, по разным оценкам, количество сделок упало на 23-40% по сравнению с 2007 годом. Впрочем, начиная с 2010 года застройщики снова оживились.
Большинство желающих жить в сочинских новостройках — москвичи, за ними с небольшим отрывом идут жители разных регионов Сибири, затем — соседних с Сочи регионов, в первую очередь, более-менее благополучного Ставрополья.
Растет и количество самих сочинцев, которые желают или улучшить свои жилищные условия, или инвестировать средства в жилье. "То есть сочинцы стали богаче и могут позволить купить себе или новое жилье, или улучшить старое. Это, естественно, плюс и возможность дополнительного роста для нас", — говорит руководитель сочинской компании "СаМиН", специализирующейся на строительстве жилой недвижимости, Арсен Садатиеров.
Атрибуты красивой жизни
Впрочем, не только застройщики отмечают рост благосостояния жителей курорта. Город благодаря платежеспособным сочинцам и приезжающим в город по работе постепенно отказывается от привычки закрывать рестораны, клубы, магазины на период "мертвого сезона".
"Уже не чувствуется, как раньше, что в город пришла зима: у нас выручка в "мертвый сезон" снижается на 15-20%, а не падает до нуля, как это было 10 лет назад", — говорит владелец кафе на улице Воровского в центре города. Он поясняет, что основными клиентами его заведения стали сами сочинцы, у которых есть деньги, чтобы провести время с друзьями вне дома.
Эти перемены видны невооруженным глазом тем, кто достаточно часто бывает в Сочи: в центре города за последние 5-7 лет очень многие ресторанчики и бары переделали легкие веранды в стационарные заведения, готовые работать и в холодное время года.
Еще одна сфера, где заметно повышение благополучия сочинцев, — это авторынок. "Если у жителей города появляется больше денег, значит, они могут себе позволить приобрести машину или продать старую и купить более дорогую. Соответственно, растет и спрос на наши услуги. Но я не могу сказать, что у нас произошел какой-то скачок, причем связанный именно с объявлением Олимпиады, хотя в целом рост есть", — говорит Андрей Омельченко, директор автокомплекса "Бумер" (Адлер), чей оборот сейчас составляет 6 миллионов рублей в месяц, хотя 8 лет назад компания начинала как маленький магазин автозапчастей.
В частности, "Бумер", идя за спросом, сделал акцент на дорогие запчасти. "Все-таки дешевые запчасти — это удел старых автомобилей и не совсем платежеспособного клиента, который во главу угла ставит цену, а не качество", — говорит Омельченко. При этом, по его словам, "строители Олимпиады" составляют всего 10-15% клиентов автокомплекса, остальные — местные жители.
"Прелести" вечной стройки
Однако, кроме дополнительных источников доходов, новых аэропорта, дорог, развязок и даже аэроэкспресса, Олимпиада принесла в Сочи и свою ложку дегтя.
"Пробки и развороченные дороги, естественно, вызывают недовольство жителей. Ну и еще, конечно, беспокоит вопрос, что со всем этим будет после Олимпиады: кто будет содержать эти дороги, построенные объекты, кому они будут нужны после игр", — говорят предприниматели.
Приток строителей из других регионов и ближнего зарубежья усилил межнациональную напряженность и вызвал ряд локальных конфликтов.
"Подводные камни" видят и сочинские застройщики: в конце этого года до июля 2014 года вводится мораторий на строительство. Еще один удар по рынку недвижимости — это "черный список", в который вошли более 600 объектов самостроя, подлежащих сносу. "Самоволками" администрация города признала, в том числе, несколько многоэтажных домов, которые строились не один год в центре города на глазах местных чиновников, причем квартиры в этих домах уже продавались.
Грозят сочинским застройщикам и другие "неприятности". По подсчетам Macon Realty Group, к лету следующего года на продажу выставят 14,567 тысячи апартаментов, в основном в олимпийских объектах, что резко усилит конкуренцию на рынке жилой недвижимости. "Основная часть прироста сделок будет осуществлена именно за счет данной категории предложения. Однако, несмотря на резкий рост спроса, увеличения стоимости квадратного метра в период 2014-2016 годов прослеживаться не будет. Причиной тому будет являться крайне высокий уровень конкуренции", — говорят риэлторы.
Сочинское гостеприимство: пандусы, клумбы, вывески
"Если честно, то я от слова "Олимпиада" уже вздрагиваю, есть огромное желание закрыть салон на весь февраль, пока это сумасшествие не пройдет", — говорит индивидуальный предприниматель, владеющая салоном красоты в так называемой зоне олимпийского гостеприимства.
Эти зоны, куда местная администрация включила центр города и территории, прилегающие к олимпийским объектам, создавались в Сочи, естественно, из лучших побуждений: не ударить в грязь лицом перед туристами, первый раз приезжающими в город на Олимпиаду. Жители и компании в зонах должны заниматься благоустройством, озеленением, модернизацией жилого фонда и т.д. (по большей части, за свой счет).
Помимо жителей, от которых мэрия требует отремонтировать фасады домов за свои кровные или взяв кредит под “льготные” 13,95%, сочинскому бизнесу тоже досталась своя доля дополнительных требований.
В частности, одна представительница сочинского бизнеса рассказывает, что администрация города для повышения доступности сферы услуг для интуристов озаботилась тотальной установкой пандусов и так называемой тактильной плитки, при этом не всегда принимая во внимание тот факт, что из-за тесной застройки города пандусы можно сделать не везде. “Я знаю, что у моих соседей по бизнесу пандус, если его делать по всем правилам, выходил прямо на проезжую часть. А если делать его укороченным, то колясочник разовьет такую скорость, что все равно выкатится на дорогу”, — говорит она. Установка пандусов и плитки проводится, естественно, за счет предпринимателей.
Еще одно требование к бизнесу в этих зонах — озеленение территории и установка клумб. "Представитель мэрии почему-то особенно настаивала на высадке петуний", — вспоминает собеседница агентства, добавляя, что арендодатель все исполнил и цветы посадил. Однако следующее ЦУ от администрации о ежедневном мытье улиц с моющими средствами вступило в противоречие с предыдущим: от мыльной воды цветы очень быстро засохли.
Потом последовала установка урн и особо удивившее предпринимателей требование о едином стиле вывесок. "Ни в одном европейском городе такого нет, более того, любуешься именно разнообразием вывесок и стилей. Нам же дали конкретный телефон организации, которая выполнила проект вывески, а потом его утверждала главный художник города. Причем получение подписи на проекте, сделанном отобранной администрацией фирмой, стоило дополнительные три тысячи рублей", — говорят владельцы предприятий, увенчанных гордыми бело-бордовыми вывесками "Молоко", "Парикмахерская", "Ремонт".
Завышенные ожидания
"Почему-то руководители и владельцы сочинских отелей считают, что весь их номерной фонд должны купить с октября 2013 по март 2014 года. Минимальное предложение владельцев — 30 дней. Доводы из серии, что Олимпиада длится всего две недели, а интерес к Параолимпийским играм на порядок ниже, не принимаются", — отмечает Сердюченко.
Желание сочинского бизнеса заработать на Олимпиаде вполне объяснимо, однако непонятно, откуда взялись ожидания, что туристы приедут за полгода до начала игр и уедут не сразу после их закрытия. Мировой опыт, наоборот, показывает, что люди часто приезжают только на определенные мероприятия Олимпиад, иногда — только на одно.
По данным сочинских туроператоров, сейчас можно говорить о 5-8 гостиницах в Адлерском районе, которые готовы принимать на 2-3 дня простых туристов, а не спортсменов или членов МОК.
За годы подготовки к Олимпиаде сочинский бизнес доказал, что он может достаточно гибко реагировать на изменения деловой среды и легко приспосабливаться к гигантским стройкам и неожиданным денежным потокам. Теперь на финишной прямой ему осталось показать высокий уровень сервиса и готовность принимать гостей Олимпиады со своим традиционным гостеприимством.